Михаил Беляков, основатель компании «Пакетам – нет», рассказал о нюансах бизнеса, построенного на борьбе за экологию.
— Пока вскользь, но наше правительство уже заговорило о полном запрете полиэтиленовых пакетов в ближайшие годы. Можно ли говорить, что именно благодаря деятельности эко-активистов в целом и вашей в частности эта тема появилась в повестке правительства?
— Маловероятно. На государственном уровне нас не замечают, но мы и не стремимся достучаться до «верхов». Скорее правительство больше смотрит на мировой опыт, понимая, что это действительно угроза. Наша задача — достучаться до сознания людей.
На своих лекциях я всегда говорю, что в борьбе с мусором у нас есть три ступени. Первая – не мусорить. Но это неэффективно, потому что мы просто перекладываем мусор из дома на мусорные полигоны, которые горят, загрязняют почву, воду и т. д.
Второй способ — переработка. Но и это не решит проблему. Ведь переработка отходов требует ресурсов — как минимум это вода и электроэнергия. К тому же переработка — это вредные выбросы, что негативно сказывается на изменении климата.
Поэтому самый лучший способ борьбы с мусором – не создавать его
Отказ от пакетов — одно из направлений этого способа. Впрочем, сейчас я смотрю на проблему шире, чем два года назад, когда создавалась компания.
Моя идея — вообще отказаться от одноразовых вещей в пользу многоразовых. Потому что изменения климата у нас происходят из-за роста концентрации углекислого газа в атмосфере, а рост — из-за перепроизводства. Все компании нацелены на то, чтобы производить больше, а люди чтобы больше покупали. Я против этого. Надо, чтобы купил и пользовался вещью лет пять-десять, а не 15 минут или один сезон.
— Например?
Любое лишнее производство — это плохо. Взять те же одноразовые стаканчики: то ли человек весь год будет ходить со своей кружкой, то ли он за год генерирует 300 с лишним стаканчиков. Это же тоже производство, это деревья, вода, электроэнергия, производство которой тоже требует ресурсов. Так что основной вред в том, что мы ставим в приоритет комфорт. А насколько это вредит планете, не задумываемся.
— То есть можно говорить, что ваша альтернатива пакетам это только начало?
— Думаю, да. Мы начинали с себя. Задались целью полностью отказаться от пакетов в пользу сумок. Тщательно подбирали ткань для каждого продукта. Например: купили один вид ткани, сходили, попробовали — плохо. Подобрали другой. Постепенно для каждого вида продуктов подбирали свое решение.
За последний год мы не взяли в магазинах ни одного пакета — это примерно 1 600 штук. Сейчас шьем и продаем сумки самых разных размеров и назначения. Похожие на авоськи — для фруктов и чистых овощей. Сумки из плащевки — для грязных овощей, например, картофеля. Есть сумки и для «мокрых» продуктов — мяса или рыбы.
Выполненные из специальных тканей, такие сумки очень легко стираются, достаточно просто сполоснуть их под краном. Правда, есть клиенты, которые категорически против синтетических тканей. Хотя, и это мое мнение, синтетика наиболее экологичный материал, меньше тратится ресурсов на стирку, к тому же очень легкий и долговечный.
— А с чего вообще пришла идея заняться эко-бизнесом?
По профессии я программист. В компании возникли проблемы, и шеф сказал искать новые направления. Так мы дошли до экологии, начали сортировать отходы в офисе, а потом я предложил сделать приложение «Эко сити». В нем обозначены все пункты приема отходов, в том числе опасных, и благотворительные пункты. Раньше искать их было тяжело, многие объявления были уже неактуальны. Наше приложение работает до сих пор и актуально.
Потом появился блог на тему экологии, ведь приложение надо было как-то продвигать. Потом, когда я уволился, начал вести свой блог Paketamnet. А позже пришла идея бизнеса. Но все-таки своей основной задачей я вижу просвещение людей: хочу донести до каждого, что отказ от одноразовых вещей жизненно важно для будущих поколений.
— С трудом представляю себе, чтобы среднестатистический казахстанец задумывался о таких вопросах…
— И я знаю почему. Во-первых, об этом мало кто говорит, а это нужно делать на постоянной основе, начиная с детских садов и школ. Чтобы у человека росла сознательность и чтобы он не представлял себя царем природы. Мы все должны понимать, что мы только часть природы. Во-вторых, сейчас задумываться об экологии не позволяет наш уровень жизни.
Вот представьте, человек отработал на нескольких работах, пришел без сил домой, тут бы успеть поесть и телевизор посмотреть. Тут не до сортировки отходов и тем более не до того, чтобы куда-то что-то специально отвезти. А когда у нас уровень жизни более-менее поднимется, это будет делать гораздо легче, тогда люди смогут больше думать о духовном, в том числе и заботиться об экологии.
— То есть, по-вашему, все неудачные попытки государства наладить хотя бы сортировку мусора идут от нашей низкой культуры?
— Культуру населения надо поднимать. Когда я заинтересовался этой темой, искал контент, часто попадались такие истории. Например: объявили тендер на установку контейнеров для опасных отходов — лампочки, батарейки. Кто-то его выиграл. Установили, бюджет освоили… но не провели никакой информационной подготовки. То есть людям не рассказали, не объяснили. А со временем вдруг увидели, что в эти контейнеры запихивают все что угодно.
Получается, попробовали — не получилось, объявили новый тендер… на демонтаж этих контейнеров. Вот такой подход ужасный, так делать нельзя. Сейчас стали появляться контейнеры, предназначенные для разных отходов, и чаще это частный бизнес.
— А бизнесу какая в этом выгода? Чем нужно заниматься? Пластик перерабатывать?
— Кто-то производит крошку, кто-то гранулы, а кто-то уже готовую продукцию. Например, магазин мебели «Зета»: у них свой завод, многие вещи они делают из переработанного пластика и принимают пластик у населения. Есть «Таза Кала» — они, кстати, ставят контейнеры по городу, у них завод в Шымкенте. И надо сказать, его мощности гораздо больше, чем они используют, потому что просто не хватает сырья. Есть еще много вариантов.
— Михаил, как вы думаете, когда в нашей стране наступит этот «безмусорный» рай? И вообще, наступит ли?
— Конечно наступит, нам деваться некуда. Тут даже дело, опять же, не в мусоре. Мы считаем его большой проблемой, но проблема не в нем, а в том, что нужно снижать выбросы, снижать производство ненужных вещей. И когда подобного производства будет меньше, тогда и мусора будет меньше. К тридцатым годам, я думаю, ситуация будет получше, 10 лет большой срок.
Есть такой термин – закон автосинхронизации. Это когда не нужно к каждому стучаться и рассказывать, как нужно себя вести. Достаточно переманить пять процентов на нашу сторону, а дальше все начнет распространяться само собой и стремительно, как вирус.