Для казахов доспехи и оружие всегда имели особое значение. Ведь только их наличие служило гарантом безопасности страны.
История казахского оружия и военных доспехов уходит вглубь веков. Ни один из казахских богатырских эпосов не обходится без их описания. Приведем несколько примеров только из одного эпоса «Ер Таргын» (Храбрый Таргын):
Буырқанды бұрсанды,
Мұздай темір құрсанды
Жау жағадан алған соң,
Беренге батыр симады.
Он так сильно рассвирепел,
Из холодного железа доспехи надел.
Когда враг внезапно напал,
Не вмещался он в доспехи свои.
«Сонда Қожақ сөйледі:
…Көк сүңгіні салармын,
Балдағы алтын ақ берен,
Қызыл қанға малармын»;
Тогда Кожак стал говорить,
Вонжу я синее копье в врага,
В кровь его я обмакну
Сабли рукоять из золота.
(Смысловой перевод автора статьи)
В китайской хронике Ши цзи о хунну, далеких предках казахов, говорится:
«Длинное их оружие — лук со стрелами, короткое оружие – сабля и копье».
Там же написано, что хуннский царь Моде изобрел свистящие стрелы «…сделал свистунку и начал упражнять своих людей в конной стрельбе из лука…»
Производства доспехов и оружия среди казахов всегда считалось почетным ремеслом. И что интересно, занимались этим как мужчины, так и женщины. Например, в энциклопедий «Абай» говорится, что
Даметкен Аганаскызы, мать великого поэта Шакарима Кудайбердыулы, была известным мастером ковки ножей
Кроме того, казахское оружие было не только качественным, но и красивым. Для мастеров было важно, чтобы их изделиями любовались, как произведениями искусства.
Польский этнограф Адольф Янушкевич в письме к своим родственникам писал:
«Виктор говорил мне, что знал Жусипа, сына Нуралы, который нарочно искал деревья, куст или цветущий лужок, чтобы поставить там свою юрту. На дереве он развешивал оружие и радовался растениям, окружающим его».
В рассказе писателя Сапаргали Бегалина «Тайатқан тауынан табылыпты» приводится название местности Найзакескен (место, где растут деревья для изготовления копий).
К личным доспехам и оружию известных батыров отношение было особенное. Ученый Алькей Маргулан, потомок Олжабай батыра, вспоминал:
«Композитор Жаяу Муса взял у Маргулана Дулатулы, младшего внука Олжабай батыра, меч, доспехи, широкий пояс и сдал в этнографический музей города Омбы. Они и сейчас там».
Быть воином в стране казахов было очень почетно. Но наряду с храбростью они отличались и высокой нравственностью. Это было непреложное правило, завещанное им предками.
Известный тюрколог Заки Валиди о тюрках, к которым относятся и казахи, писал, что они «…являются сыновьями тех отцов, которые раньше шли войной на Китай, но не вторгались туда и возвращались обратно, если в Китае в это время шли междоусобные войны. Они считали, что нападение в такое время противоречит честности рыцаря.
Они будили спящего врага, чтобы тот мог сразиться, сидя в седле и с оружием в руках»
История казахов знает немало традиций, связанных с оружием и доспехами. Одна из них — Сауыт-сайман сыйлау (традиция дарить доспехи). Так казахи воспитывали у молодого поколения любовь к родине.
Пожилые батыры передавали свои доспехи сыновьям и подающим надежды молодым воинам. При этом молодежь сама стремилась отличиться, чтобы стать достойными наследниками батыров. Молодые мужчины верили, что вместе с доспехами новому обладателю переходит сила и везение известного воина.
В книге «Ел аузынан» («Из уст народа»), составленной Балтабаем Адамбаевым и Толеухан Жаркимбаевой, приводится рассказ о славном батыре Саржала.
«Известный своими подвигами батыр Саржала был справедливым и помогал неимущим. …У него было трое сыновей. Но среди них не было сильных и тем более отважных, которые бы могли стать батырами и кого можно было назвать сыном своего народа.
Когда Саржала батыру перевалило за восемьдесят, он стал сильно переживать: «Почему Тенгри не дал мне сына, который стал бы батыром, как я. Кто продолжит мое дело? Кому я оставлю свои доспехи?»
Однажды он со своими джигитами ехал по степи и увидел группу беззаботно играющих мальчишек. Увидев внезапно появившихся вооруженных воинов, ребята испугались и бросились врассыпную. Только один мальчик остался стоять неподвижно. Громко закричав, он бросил горсть земли в глаза коню ехавшего впереди Саржала батыра. От неожиданности конь резко повернул в сторону.
Остановившись, батыр Саржала сказал: «Этот мальчик наделен особыми качествами. Спросите, где он живет». Разузнав, где живут его родители, батыр Саржала со своим отрядом направился к ним. Оказывается, мальчика звали Исатай, он был младшим из четырех сыновей некоего Таймана. Хозяин дома встретил гостей богатым дастарханом, как и подобает по казахскому обычаю.
Тогда батыр Саржала сказал отцу Исатая: «Спасибо за щедрое угощение, но мы здесь не в качестве гостей, мы здесь из-за вашего сына».
Сказав это, батыр Саржала встал, снял свои доспехи и повесил их на решетчатые кереге (стены) юрты. Потом повернулся ко всем и произнес: «У справедливого судьи нет родственников. Я знаю, мои дети не будут против. Уверен, Исатай станет достойным обладателем моих доспехов». Затем батыр раскрыл ладони и благословил мальчика».
И действительно, Истатай Тайманулы вошел в историю казахского народа. Именно он стал предводителем широко известного народного восстания 1836 -1838 гг.