Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Боевые доспехи для казахов — символ любви к родине — традиция Сауыт-сайман сыйлау

1810
фото: express-k.kz/Ержан Ашим

История казахского оружия и военных доспехов уходит вглубь веков. Ни один из казахских богатырских эпосов не обходится без их описания. Приведем несколько примеров только из одного эпоса «Ер Таргын» (Храбрый Таргын):

Буырқанды бұрсанды,

Мұздай темір құрсанды

Жау жағадан алған соң,

Беренге батыр симады.

 

Он так сильно рассвирепел,

Из холодного железа доспехи надел.

Когда враг внезапно напал,

Не вмещался он в доспехи свои.

«Сонда Қожақ сөйледі:

…Көк сүңгіні салармын,

Балдағы алтын ақ берен,

Қызыл қанға малармын»;

 

Тогда Кожак стал говорить,

Вонжу я синее копье в врага,

В кровь его я обмакну

Сабли рукоять из золота.

(Смысловой перевод автора статьи)

Свидетельства исторических хроник

В китайской хронике Ши цзи о хунну, далеких предках казахов, говорится:

«Длинное их оружие — лук со стрелами, короткое оружие – сабля и копье».

Там же написано, что хуннский царь Моде изобрел свистящие стрелы «…сделал свистунку и начал упражнять своих людей в конной стрельбе из лука…»

Производства доспехов и оружия среди казахов всегда считалось почетным ремеслом. И что интересно, занимались этим как мужчины, так и женщины. Например, в энциклопедий «Абай» говорится, что

Даметкен Аганаскызы, мать великого поэта Шакарима Кудайбердыулы, была известным мастером ковки ножей

Кроме того, казахское оружие было не только качественным, но и красивым. Для мастеров было важно, чтобы их изделиями любовались, как произведениями искусства.

Воин — это храбрость и честь

Польский этнограф Адольф Янушкевич в письме к своим родственникам писал:

«Виктор говорил мне, что знал Жусипа, сына Нуралы, который нарочно искал деревья, куст или цветущий лужок, чтобы поставить там свою юрту. На дереве он развешивал оружие и радовался растениям, окружающим его».

В рассказе писателя Сапаргали Бегалина «Тайатқан тауынан табылыпты» приводится название местности Найзакескен (место, где растут деревья для изготовления копий).

К личным доспехам и оружию известных батыров отношение было особенное. Ученый Алькей Маргулан, потомок Олжабай батыра, вспоминал:

«Композитор Жаяу Муса взял у Маргулана Дулатулы, младшего внука Олжабай батыра, меч, доспехи, широкий пояс и сдал в этнографический музей города Омбы. Они и сейчас там».

Быть воином в стране казахов было очень почетно. Но наряду с храбростью они отличались и высокой нравственностью. Это было непреложное правило, завещанное им предками.

Известный тюрколог Заки Валиди о тюрках, к которым относятся и казахи, писал, что они «…являются сыновьями тех отцов, которые раньше шли войной на Китай, но не вторгались туда и возвращались обратно, если в Китае в это время шли междоусобные войны. Они считали, что нападение в такое время противоречит честности рыцаря.

Они будили спящего врага, чтобы тот мог сразиться, сидя в седле и с оружием в руках»

Традиция Сауыт-сайман сыйлау

История казахов знает немало традиций, связанных с оружием и доспехами. Одна из них — Сауыт-сайман сыйлау (традиция дарить доспехи). Так казахи воспитывали у молодого поколения любовь к родине.

Пожилые батыры передавали свои доспехи сыновьям и подающим надежды молодым воинам. При этом молодежь сама стремилась отличиться, чтобы стать достойными наследниками батыров. Молодые мужчины верили, что вместе с доспехами новому обладателю переходит сила и везение известного воина.

Традиция в литературе

В книге «Ел аузынан» («Из уст народа»), составленной Балтабаем Адамбаевым и Толеухан Жаркимбаевой, приводится рассказ о славном батыре Саржала.

«Известный своими подвигами батыр Саржала был справедливым и помогал неимущим. …У него было трое сыновей. Но среди них не было сильных и тем более отважных, которые бы могли стать батырами и кого можно было назвать сыном своего народа.

Когда Саржала батыру перевалило за восемьдесят, он стал сильно переживать: «Почему Тенгри не дал мне сына, который стал бы батыром, как я. Кто продолжит мое дело? Кому я оставлю свои доспехи?»

Однажды он со своими джигитами ехал по степи и увидел группу беззаботно играющих мальчишек. Увидев внезапно появившихся вооруженных воинов, ребята испугались и бросились врассыпную. Только один мальчик остался стоять неподвижно. Громко закричав, он бросил горсть земли в глаза коню  ехавшего впереди Саржала батыра. От неожиданности конь резко повернул в сторону.

Остановившись, батыр Саржала сказал: «Этот мальчик наделен особыми качествами. Спросите, где он живет». Разузнав, где живут его родители, батыр Саржала со своим отрядом направился к ним. Оказывается, мальчика звали Исатай, он был младшим из четырех сыновей некоего Таймана. Хозяин дома встретил гостей богатым дастарханом, как и подобает по казахскому обычаю.

Тогда батыр Саржала сказал отцу Исатая: «Спасибо за щедрое угощение, но мы здесь не в качестве гостей, мы здесь из-за вашего сына».

Сказав это, батыр Саржала встал, снял свои доспехи и повесил их на решетчатые кереге (стены) юрты. Потом повернулся ко всем и произнес: «У справедливого судьи нет родственников. Я знаю, мои дети не будут против. Уверен, Исатай станет достойным обладателем моих доспехов». Затем батыр раскрыл ладони и благословил мальчика».

И действительно, Истатай Тайманулы вошел в историю казахского народа. Именно он стал предводителем широко известного народного восстания 1836 -1838 гг.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter