Блогера пытались засудить за посты в соцсетях — так Асель пыталась отомстить человеку, сбившему ее мать. Виновник ДТП Серик Айшуаков посчитал, что Баяндарова оскорбила и оклеветала его. И подал в суд.
Однако 14 января апелляционная инстанция прекратила этот процесс по обвинению в оскорблениях и клевете. Но схватка между Баяндаровой и Айшуаковым в соцсетях продолжается.
Предыстория такова. В апреле 2018 года бывший полицейский Серик Айшуаков в центре Алматы сбил на своем автомобиле на пешеходном переходе мать Асель Баяндаровой. Женщина получила увечья средней степени тяжести. Однако медицинскую помощь получила только через несколько часов после ДТП. В больницу ее отвез не сам Айшуаков, а его знакомая Алия Каржасова. 19 дней 78-летняя Бибинур Асамбекова провела на больничной койке.
В августе 2018 года Серик Айшуаков был признан виновным в совершении ДТП — его оштрафовали на 20 МРП и на год лишили водительских прав. Материальный и моральный ущерб он оплатил после отдельного гражданского иска. Добровольно оплачены только 50 тысяч тенге при госпитализации пострадавшей в стационар.
С того момента Асель Баяндарова объявила обидчику ее матери настоящую информационную войну. В ряде публикаций в соцсетях блогер использовала ненормативную лексику и оскорбления. Обиженные Серик Айшуаков и Алия Каржасова в феврале 2019 года подали в суд за клевету и оскорбления. 22 ноября Баяндарову оправдали за отсутствием состава преступления.
Специалисты, изучившие ее матерные публикации в соцсетях, так и сказали, что это оценочные суждения, не являющиеся оскорблениями
В студии 365info Асель Баяндарова призналась, что была не права, используя маты и грубость в соцсетях. Она также заявила о готовности примириться с Сериком Айшуаковым и навсегда забыть конфликт. Уже после этого заявления дело все же дошло до апелляции.
Но 14 января в апелляционном процессе случилось невероятное. Судья Светлана Яковлева признала весь уголовный процесс над Асель Баяндаровой незаконным. Дело в том, что частные жалобы о клевете и оскорблениях должны подавать сами потерпевшие, а от имени Серика Айшуакова это сделал его защитник Муратбек Омаров. Дело побывало в руках нескольких юристов и судей — оно изначально кочевало по подсудности из одного суда в другой. И никто до апелляционного разбирательства не заметил этой грубой ошибки.
Теперь возобновлять уголовный процесс над блогером бессмысленно — истекают сроки давности.
Тем не менее информационная война между Баяндаровой и адвокатом Айшуакова — Таиром Назхановым — продолжилась. Он вступил в уголовный процесс на 4-м месяце с момента его начала. Мы попросили его прокомментировать итоги этого шумного дела.
— Естественно, потерпевшие по делу блогера были категорически против незаконного оправдательного приговора Алмалинского районного суда. И обжаловали его в Алматинском городском суде, — сказал Таир Назханов. — Судебной коллегией по уголовным делам Алматинского городского суда жалоба потерпевших 14 января была частично удовлетворена. Вынесено постановление об отмене оправдательного приговора и прекращении дела за отсутствием жалобы потерпевших. После этого отдельные представители СМИ без самостоятельного анализа, вопреки объективности, начали публиковать новые статьи о событиях по этому делу в интерпретации Асель Баяндаровой.
Она и на этот раз начала искажать детали и общую картину по состоявшемуся судебному решению, вступившему в законную силу
Она утверждает, что якобы во всем виноват я персонально. Что я, якобы корысти ради, затянул процесс и допустил намеренные просчеты по этому делу. На самом деле стоит прислушаться и к мнению потерпевших, чья позиция основана не только на эмоциях, но и на оригинальном тексте постановления апелляционной инстанции.
По словам адвоката, апелляционная инстанция обнаружила в материалах дела серьезные нарушения уголовно-процессуального законодательства.
— Основной причиной прекращения дела стал тот факт, что первый адвокат, представлявший интересы потерпевших на первоначальном этапе процесса, подал их жалобы о привлечении Баяндаровой к уголовной ответственности через судебный кабинет и подписал их своей электронно-цифровой подписью, — говорит адвокат. — Это обстоятельство противоречило нормам закона и привело к тому, что якобы жалоб Айшуакова и Каржасовой в этом деле не было вовсе.
Апелляционной инстанцией указано на это как на упущение судьи Касымбекова, вынесшего оправдательный приговор
От себя добавлю, что эти жалобы находились в производстве и у других судей Алмалинского районного суда. Кроме того, в постановлении горсуда сказано, что суд первой инстанции не вынес постановления о допуске адвокатов потерпевших в качестве их представителей. И чьи это упущения, по вашему мнению?