Возвращение невесты — одна из самых неоднозначных традиций казахского народа.
В прошлые века нередкими были случаи, когда невесту возвращали в родительский дом. Бывало, что инициатором выступала сама девушка. В этом случае она отправляла в отчий дом своеобразное послание — изготовленный своими руками коврик или кошму небольшого размера. Если орнаменты были красивые и яркие, это был знак отцу и матери, что с их дочерью все хорошо.
Если же изделие было тусклым и невзрачным, родичи понимали, что в доме мужа дочери очень плохо,
и она просит их забрать ее обратно.
Но все-таки чаще случалось наоборот — решение о возвращении жены в отчий дом принимал муж. В древнем казахском законе «Жеті жарғы» (семь сводов) написано:
«Если муж по каким-то причинам недоволен женой, или жена не оказывает мужу должного уважения, или между супругами нет понимания и согласия, муж имеет право отправить жену к ее төркін (родным) со всем ее приданым».
Основной причиной келін қайтару могло послужить недостаточно хорошее воспитание или непонимание невестой своих обязанностей. В первую очередь это касалось уважения старших — главного правила казахского общества, неукоснительная приверженность которому диктовалось условиями жизни. И этому правилу, прошедшему вековые испытания на прочность, подчинялись все.
Вот некоторые из них:
К принятию решения возвратить невесту могли подтолкнуть и другие причины. Например, известно, что акын Жамбыл после неудачной попытки жениться на своей любимой вынужден был назвать своей женой ту, которую ему засватал отец. Однако со временем он все же поменял жену, отправив первую в отчий дом. Как говорил сам акын, основной причиной «развода» стала неряшливость супруги.
На решение вернуть невесту могли повлиять и поверья. Один такой случай описал этнограф Машхур Жусип Копейулы, посвятивший всю свою жизнь изучению казахского быта, традиций и истории.
Вот как он описал возвращение невесты, и этот случай действительно имел место в казахской истории:
«У Тока было пятеро сыновей, и были они все один богаче другого. Один из них, Сапак, решил породниться с самым богатым человеком всех трех жузов. В младшем жузе славился богатством бай по имени Байсакал. Узнав о нем и признав его богатство равным своему, Сапак поехал свататься. По его просьбе поехали с ним чингизид Саржан, брат хана Кенесары и батыра Наурызбая и еще пятьдесят сопровождающих.
…Взяв в невесты дочь Байсакала, Сапак стал выдавать замуж и своих дочерей. Одна из них стала невестой сына богача Алшынбая. Однако вскоре после ее приезда ее нареченный муж Ибрай скоропостижно скончался. Тогда Алшынбай сказал, что это плохая примета, и запретил притрагиваться к богатому приданому невесты. Девушку возвратили в дом отца со всем приданым.
Другую дочь Сапак выдал за сына Азнабая по имени Сейтен. В это время между Сейтеном и неким человеком по имени Тайжан случилась вражда. Сейтен убил Тайжана и был осужден.
Другим дочерям Сапака не повезло в замужестве. Среди людей поползли слухи, что «…ни один жемчуг дочерей Сапака ничего хорошего не приносит тем, кто берет их в жены…»
В конце концов Сапак разорился и остаток своей жизни провел в нищете».