Независимая экспертная структура, работающая на международном рынке, начала регулярное тестирование десятков тысяч казахстанских учителей, в том числе на знание своего предмета, педагогики, методики и детской психологии. Результаты, прямо скажем, пугающие: в конце 2019 года тест не прошли более половины из проверенных более 70 тысяч педагогов.
Борьба с коррупцией при оценивании знаний работников школ и получение ясной картины пробелов в образовании стали основными целями открытия независимых центров тестирования во всех регионах Казахстана.
Можно вспомнить, как руководитель Национального центра тестирования при Министерстве образования и науки РК в мае минувшего года был арестован и привлечён к уголовной ответственности по коррупционной статье. Сам по себе этот факт стал ярким индикатором внутренних рисков системы, а также в некотором смысле и «последней каплей» для нового руководства Министерства образования РК.
16 октября прошлого года министерством был подписан договор государственно-частного партнёрства по проекту «Региональный центр тестирования и педагогической компетенции». А уже в период с 4 по 30 ноября минобразования совместно с компанией U-Future провели то самое электронное НКТ, или Национальное квалификационное тестирование, которое наделало столько шума среди учительской общественности.
Результаты действительно оказались шокирующими.
56%, или свыше 44,5 тыс. человек из протестированных 73 тыс. 718 педагогов, завучей и директоров школ не смогли подтвердить своей квалификации
в рамках теста U-Study. Комплексный тест, проведённый по единой международной технологии в специализированных залах с камерами и современным программным обеспечением, показал, что все эти специалисты нуждаются в дополнительном обучении и переподготовке.
Примечательно, что тест, который проводился год назад Национальным центром тестирования, рисовал совсем иную картину. Хотя также не очень радостную, но всё же тогда доля педагогов, не прошедших НКТ, составляла 36,2 %. Более трети – тоже немало, конечно. Но не более половины. Теперь в минобре увидели ещё более тревожную, но главное объективную картину.
Колоссальная разница в результатах объясняется просто. Теперь тестирование полностью прозрачно (под камерами), с мгновенным результатом и полностью лишено участия человека. Традиционные «бумажные» тесты, ранее проводившиеся НЦТ, трудно назвать объективными уже хотя бы потому, что в нынешнем году персональные камеры в специализированных залах выявили тысячи фактов использования шпаргалок или телефонов. При фиксации подобного факта сдача экзамена мгновенно останавливается, и экзаменуемый получает «двойку».
— Система, внедрённая при участии международной компании U-Study, обеспечила полное исключение коррупционного фактора при оценивании знаний. И это, на наш взгляд, самое главное,
– отмечает генеральный директор ТОО U — Future Олжас Куспеков.
Ранее этот фактор, особенно в регионах, мог так или иначе присутствовать в каких-либо формах. Экзаменуемый теоретически мог либо где-то купить ответы, либо «договориться» с членами комиссии в случае провала экзамена. Собственно, разница в результатах с 2018 годом нам наглядно это показала.
Новая система тестирования педагогов школ и других работников образования имеет ряд очевидных плюсов. В частности, это мгновенное получение результатов, экономия времени на организацию и проведение тестов, возможность апелляции на месте. В памяти электронной системы десятки вариантов заданий, а их комбинации генерируются случайным порядком и заранее никому не известны.
Правильность ответов также проверяется системой мгновенно. Видеокамера высокого разрешения, установленная на каждом посадочном месте для сдачи теста, фиксирует любые запрещённые действия, такие как применение шпаргалки. И оспорить это невозможно – запись под рукой.
Апелляция также подаётся и разбирается мгновенно. Стоит сказать, что в рамках этого проекта, кроме прозрачности и объективности оценки, мы добились также и значительной экономии операционных расходов на тестирование. Так, только в рамках пилотного НКТ было сэкономлено 170 млн тенге, а всего за 10 лет действия договора министерства с U-Study будет обеспечена экономия 3,7 млрд тенге из республиканского бюджета.
Сам по себе тот факт, что итоги первого национального тестирования учительских кадров по международным стандартам оказались столь плачевными, вряд ли был неожиданностью для минобразования. И принятый недавно закон «О статусе педагогов», и повышение зарплаты, и другие меры как раз нацелены на то, чтобы повысить престижность профессии учителя. Пока же на эту специальность с её низкой зарплатой принимали чуть ли не всех желающих (был бы диплом), удивляться низким профессиональным знаниям не приходилось.
И здесь очень важной задачей становится не только искоренение коррупции, но и подготовка педагогов, их профессиональное развитие. Как отмечают в Республиканском научно-методическом центре,
тестирование нацелено на то, чтобы выявить «узкие места» в системе подготовки учителей и устранить их
Сегодня учитель мотивирован повторно раз за разом сдавать его на более высоком уровне: чем выше квалификационная категория, тем больше уровень зарплаты и различных надбавок.
Примечательно, что проведённый национальный тест выявил чёткую закономерность: меньше всего успешно сдавших тесты по самому высшему учительскому квалификационному разряду, который называется «педагог-мастер». Своё соответствие этой категории подтвердили только 28% из числа претендовавших на неё 1 369 человек.
По разряду «педагог-эксперт» свой профессиональный статус подтвердили 38% (10 582 из 27620 претендентов).
По разряду «педагог-исследователь» успешно сдавших тест чуть больше – 39%, или 9 562 из 24 043.
И наконец, по самому низкому разряду, в рамках которого работают молодые специалисты – выпускники педвузов, соответствие категории подтвердили 42% (8 664 из 20 492).
— Понятно, что огромный массив не сдавших тест заинтересован укрепить свои познания и повторно подтвердить квалификацию.
НКТ – процедура, направленная не на репрессии в отношении педагогов, а на «внутреннюю самодиагностику»
системы школьного образования, — подчёркивает Олжас Куспеков.
То есть цель – это определение уровня профессиональной компетентности педагогических работников и последующее исправление выявленных пробелов в их образовании и подготовке.
Для этого на основе предложений международной организации тестирования U-Study был разработан специальный комплексный план развития образования в регионах. Он состоит из трёх ключевых этапов.
Первый этап – диагностирование (регулярные тестирования учеников, учителей и директоров школ).
Второй этап – обучение и комплексная переподготовка педагогов и директоров по специальным международным методикам. По мере того как показатели знаний специалистов школ будут улучшаться, можно будет подойти и к третьему этапу – международной аккредитации казахстанских учреждений среднего образования, что подтвердит их соответствие мировым стандартам.
Конечно, этот путь будет непростым и длинным. Особенно если учесть тот уровень, который выявляется сегодня. Как отмечают представители организации U-Study, пока даже в ментальном плане многие работники учреждений образования, включая директоров, просто не готовы к предъявляемым требованиям. Хотя требования эти на сегодняшний день не подразумевают чего-то сверхъестественного, от тестируемых не требуют свободного владения английским языком или знания «вышмата». Речь идёт о знании собственного предмета, а также основ методики преподавания, детской возрастной психологии и педагогики. Ничего лишнего – только то, чему учат в пединституте.
Однако во многих регионах, особенно в провинции,
люди настолько привыкли к тому, что всё решается «по звонку» или «по-родственному», что их ставит в тупик необходимость сдавать всё честно
Но это только начало пути. Впереди, как отмечают в научно-методическом центре, годы работы.
Сейчас U—Study совместно с Центром подготовили пошаговый план реализации инициативы, суть которой – реализация качественного образования в Казахстане как одной из стержневых Целей устойчивого развития ОЭСР.
Работа начата с отбора регионов, имеющих наименьшие показатели ЕНТ и международного теста PISA по агрегированному индексу образования. На сегодняшний день это Актюбинская, Атырауская, Мангистауская, Туркестанская и Акмолинская области.
Второй шаг – проведение массовой диагностики по регионам (как учеников с 1 по 11 классы, так и учителей, директоров, руководителей сферы образования). Затем в Минобразования сделают ранжирование школ внутри каждого региона и проработают дорожные карты развития для каждой группы.
Следующая важнейшая задача – собственно обучение педагогов и директоров в рамках выявленных «слабых мест». Результаты будут замеряться и анализироваться в ходе очередных тестирований, после чего достигшие лучших результатов будут делиться ими с другими участниками системы.
Несложно. Именно так решали проблемы отставания школьных кадров в целом ряде стран. И справились. Как считают в министерстве образования, предлагаемые меры позволят Казахстану достигнуть необходимых результатов по индексу развития человеческого капитала и индексу образования, согласно стратегическим планам страны.
Если сегодня ничего не предпринимать, разрыв фактической подготовки педагогов с необходимым уровнем будет и дальше катастрофически нарастать. И очень скоро ситуация может стать необратимой — качественно учить наших детей будет просто некому.
— Итак, мы выявили две системные проблемы, – резюмирует Олжас Куспеков. – Это огромный уровень скрытой коррупции в прежней системе оценивания знаний педагогов, а также значительное отставание базовых знаний специалистов школ от существующих минимальных требований.
Важно, что первая проблема уже решена с внедрением новой системы тестирования. Осталось восполнить пробелы в образовании. Да, они значительны. Да, мы вынуждены признать, что более половины прошедших тест не соответствуют требованиям профессии. Это очень тревожный сигнал. Однако чёткое знание проблемы – это уже ключ к её решению.
Важно, что система чётко показывает, в каких именно разделах профессиональных знаний у каждого тестируемого есть пробел. Это позволяет не тратить ресурсы на общее обучение и переподготовку, а работать точечно, восполняя подготовку по тем аспектам, где её не хватает.
При этом особенно важно, что люди мотивированы как можно быстрее переобучиться и успешно пройти тест. Потому что от этого напрямую зависят их зарплата, надбавки, квалификационная категория, да и личная репутация в учительском коллективе.
Стимулы, скажем прямо, достаточно мощные. Поэтому мы с оптимизмом смотрим на будущее казахстанской школы.