Корень проблемы в том, что молодые люди с юга в поисках работы и учебы по-прежнему предпочитают переезжать в Алматы и Нур-Султан.
Специалист Института мировой экономики и политики Айман Жусупова разобралась в причинах пробуксовки программы «Серпiн» и предложила пути решения.
Проект «Серпін-2050» реализуется с 2014 года. Он направлен на поддержку молодежи из южных трудоизбыточных регионов. Согласно программе, молодые люди с юга за счет государства получают образование с последующим трудоустройством на севере страны. То есть там, где существует дефицит рабочих кадров. Причем участники проекта проходят обучение исключительно по одному из трех ключевых направлений: образование, технические специальности, сельское хозяйство.
Для участия в программе абитуриенты должны сдать ЕНТ и набрать не менее 50 баллов. Государство обеспечивает студентов трехразовым питанием, подъемными средствами для покупки теплой одежды и компенсирует расходы на проезд домой (два раза в год).
Ежегодно на одного студента колледжа, поступившего по гранту «Серпін», из бюджета выделяется 352 тыс. тенге
С 2014 года по программе было выделено 22 805 грантов. В том числе 18 095 для обучения в вузах и 4 710 – в организациях технического и профессионального образования.
На сегодняшний день в рамах программы в 26 вузах обучается 14 104 человек, выпущено 4 271. В 34 колледжах получают специальное образование 978 человек, выпускников на сегодняшний день насчитывается 647 человек. При этом стоит отметить, что количество образовательных учреждений, принимающих участие в этой программе, ежегодно растет.
Здесь интересен тот факт, что план по приему в вузы и колледжи не реализуется в полном объеме. В первую очередь это касается вузов.
Так, по данным МОН, в 2019 году фактический набор в вузы при 5 090 грантов составил 2 448 человек (48%). Тогда как в колледжи при плане в 740 человек фактически приняли 552 (74,6%).
А в 2018 году, если вузы также не добрали абитуриентов, колледжи реализовали планы на все 100%. Подобное
охлаждение интереса к программе со стороны молодежи, возможно, объясняется некоторым изменением правил участия
С прошлого года предусмотрена обязательная отработка в регионе обучения в течение 3-х лет.
Основным показателем низкой эффективности программы «Серпін» является процент трудоустройства выпускников. Согласно данным министерства образования и науки, в 2018 было трудоустроено чуть больше 50%.
Данных о трудоустройстве выпускников 2019 года в открытом доступе нет. Тем не менее можно предположить, что показатели и в прошлом году остались на низкими. Косвенно это подтверждается тем, что на 2020 год в МОН намечены планы по реализации мер повышения показателей трудоустройства выпускников «Серпін».
Еще один факт: молодые люди с юга в поисках работы и учебы по-прежнему предпочитают переезжать в Алматы и Нур-Султан, то есть
центры притяжения внутренних мигрантов не изменились
Поэтому можно сделать вывод: с одной стороны, проект расширяется — растет количество грантов и учебных заведений, которые готовы принимать студентов с юга. Однако достижение главной цели программы — трудоустройство и последующее закрепление молодых людей в регионах с дефицитом рабочих рук остается под большим вопросом.
Основная причина низкой эффективности программы связана с системными проблемами всей сферы образования, которые напрямую влияют на подготовку молодых специалистов. Особенно это касается колледжей, играющих главную роль в «Серпiн».
Основные проблемы:
В то же время в рамках проекта «Серпiн» существует и ряд неучтенных специфических вопросов.
Студенты «Серпiн» не попадают в разряд переселенцев, имеющих право на государственную поддержку в решении этого вопроса. То есть требуются инструменты обеспечения их жильем хотя бы на первое время после выпуска.
Сегодня у государства есть понимание, что многие студенты, получив образование, возвращаются обратно в свой регион именно в силу отсутствия жилья. Для решения этого вопроса рассматривается интеграция программы «Серпiн» с программой «С дипломом в село». Но механизмы реализации этой идеи пока непонятны.
В большинстве случаев предложения о трудоустройстве в северных регионах являются непривлекательными для молодых людей. Чаще это сезонная работа. На постоянную же выпускникам устроится крайне сложно — как, впрочем, и любому молодому специалисту.
Это говорит о слабой связи региональных структур образования с бизнесом и производством
Здесь необходим глубокий анализ потребностей региональных работодателей в кадрах. Это позволит сознательно готовить специалистов, нужных именно региональной экономике. Кроме того, подобный анализ создаст фундамент для разработки стратегии развития региональных систем профессионального образования. С обязательным учетом желаемых и возможных количественных и качественных параметров кадровой подготовки.
То есть для успешного достижения целей проекта – трудоустройство, закрепление выпускников на местах и в целом повышение привлекательности проекта «Серпiн» — важно, чтобы интересы и государства, и выпускников совпадали. И чтобы предложения о работе носили привлекательный для молодежи характер, предоставляя возможность роста.
Программа не предусматривает создание условий для личного развития и полноценной жизнедеятельности студентов. Это отражается на их адаптации, а соответственно, и желании остаться в регионе-реципиенте.
Речь идет, в частности, о том, что размер стипендии студентов составляет порядка 21 000 тенге. При этом стоит учитывать, что участниками проекта в основном становятся юноши и девушки из малообеспеченных семей, которые не могут рассчитывать на материальную помощь родителей. Как указывают сами студенты, цены на товары первой необходимости на севере выше, чем на юге.
Здесь можно отметить и следующие факторы, препятствующие социокультурной адаптации:
В целом в успехе любых проектов, направленных на регулирование миграционных процессов, большую роль играет именно реализация мер адаптационного характера. Тогда как
в рамках рассматриваемого проекта мерам социокультурной адаптации не уделили должного внимания
Таким образом, для повышения эффективности программы «Серпiн» необходим комплекс продуманных и взаимосвязанных мер. Молодых людей необходимо обеспечить работой, жильем и развивать инфраструктуру. То есть надо говорить о мерах системного характера, включающих в себя учет всех факторов. При этом большое значение имеет контроль за реализацией проекта. Кроме того, необходим анализ его осуществления, это даст возможность своевременно вносить необходимые изменения.