«Говорят, что сейчас молодежь не хочет заниматься скотоводством. А кто захочет, если для этого никто не создает условия, никто не видит и не ценит этот тяжкий труд?»
Об этом пишет журналист Адильбек Каба на портале Abai.kz.
Адильбек вспомнил эпизод из своего детства, когда ему было 5 лет. В ту пору (1968-69) также стояла суровая зима, потом в простонародье ее назвали «джут в год обезьяны». Отец журналиста занимался скотоводством. Семья зимовала у подножья гор, в зимовке под названием Лайлы.
— Это один из самых высоких массивов на территории Хан-Тенгри, — рассказывает Каба. — Зима была суровой, снежная поверхность застывала ледяным покровом. На такой земле овцы пастись не могли, у них не хватало сил раздолбить лед. Сено заканчивалось, а привезти его не было возможности — дорогу замело снегом. Начался падеж скота. Никогда не забуду, что тогда сделал отец.
Он вставал посреди ночи и проходил 3 километра до горы. В некоторых местах отец топором прорубал тропинку, прокладывать путь помогал конь. Главная цель — дойти до сосен у подножья горы, тогда овцы смогли бы питаться корой и хвойными иголками и тем самым спастись от голода.
Отец дал мне связку из сосновых веток и велел тянуть их по снегу, прокладывая путь для скотины. Я тянул, а овцы шли за мной, выстроившись в ряд. Когда я дошел до горы, последние овцы только выходили из хлева.
Никогда не забуду, когда я, совсем еще крошечный и в кирзовых сапогах, тянул эту связку. По очереди согревая дыханием обледеневшие руки, спотыкаясь и заново вставая, я шел к горе…
Так отец героя пережил зимний джут и спас 400 овец из 500. Другим пастухам удалось спасти лишь 100 голов, а некоторые и вовсе потеряли весь скот.
Весной руководство района сообщило семейству, что за доблестный труд отца выдвинут на получение медали. Однако на слете скотоводов медаль получили те, кто хорошо угождал руководству. Но это никак не раздосадовало отца. Всю свою жизнь он посвятил сельскому хозяйству.
Но если в те времена хотя бы учитывали труд скотоводов и не оставляли без внимания, сейчас эта традиция канула в Лету. О скотоводах никто не вспоминает, о них не говорят и не пишут.
— Тогда отцу было чуть больше 30 лет. Когда мне говорят, что молодежь не хочет заниматься скотоводством, я вспоминаю это событие из своего детства. Почему люди должны идти в эту отрасль, если им не создают условий и не ценят их труд?
Сейчас в основном награждают артистов и спортсменов. Когда вы видели сюжет об отважных пастухах?
А ведь ради спасения скота они борются с непогодой. И газеты про них мало пишут, как будто их вообще не существует. Каждый день бьют тревогу, что улицы города не расчищены от снега. Но кто спросил, как дела у скотоводов и пастухов? Когда в последний раз представители власти приглашали на прием скотовода либо награждали за тяжелый труд? — пишет Адилбек Каба.
В ХХІ веке, когда развиваются технологии и вовсю идет внедрение роботизации, следовало бы не забывать и о тех представителях молодежи, которые отважно борются за развитие сельского хозяйства.
— В этом году суровая зима. Возможно, где-то сейчас дети пастухов, согревая своим дыханием отмороженные руки, идут по затвердевшему снежному сугробу, прокладывая дорогу связками из веток… Подумайте о них, — написал журналист.