Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Как выборы президента Тайваня могут привести Азию к волне экономических кризисов

820
фото: pitert.ru

Вторая победа профессора

Действующий президент из Тайваньской демократической прогрессивной партии получила в субботу 58% голосов избирателей, что позволило Цай Иньвень обойти Хань Го-Ю, оппонента из прокитайской партии Гоминьдан.

Цай, бывший профессор права, возглавляла Тайвань последние четыре года. За счет повышения зарплаты она подняла привлекательность государственной службы и провела страну через довольно непопулярные у части населения реформы системы социальной защиты. Кроме того,

она является резким критиком политики Китая и ратует за полную экономическую и политическую независимость от Пекина

В свою очередь ее оппонент Хань на политическом небосклоне острова появился два года назад, в качестве мэра города Гаосюн. Его предвыборная платформа была построена на критике соцполитики действующего президента и постулате, что рост экономики Тайваня возможен только за счет более тесной интеграции с Китаем.

Победу Цай сложно назвать ожидаемой, особенно учитывая, что большая часть ее первого срока прошла под знаком массовых протестов против реформ пенсионной системы. Однако, как ни странно, но выиграла она во многом благодаря президенту Китая Си Цзиньпину. Точнее, его прошлогодней речи, в которой он озвучил намерение взять Тайвань под более плотный политический контроль. Поэтому

можно предположить, что тайваньцы проголосовали не столько за Цай, сколько против Пекина

Президент Тайваня Цай Иньвэнь фото: scmp.com

Хотя результаты выборов в основном вращаются вокруг политики, они также определяют и будущий экономический путь Тайваня. Вместо относительной экономической безопасности благодаря партнерству с Пекином теперь Тайвань может пойти по пути экономической интеграции с другими странами Азии и США.

Кнут и пряник

В отношении Тайваня Пекин использовал систему предоставления преференций и экономических выгод определенным финансово-промышленным группам и политическим партиям, которые он поддерживает. И в то же время использовал своеобразные санкции как метод давления на антикитайских политиков и бизнесменов.

Сяру Ширли Лин, профессор мировой политики в Университете Вирджинии, которая специализируется на Китае и Тайване, называет это «стратегией палки и морковки».

«С точки зрения палки нет никаких сомнений, что как военное, так и деловое давление Пекина усилилось, после того как к власти пришла Цай», — говорит Лин.

В качестве примера можно привести туристическую отрасль Тайваня.
В 2008 году, когда государство возглавлял прокитайский президент Ма Инцзю, Тайбэй и Пекин впервые разрешили туристам из материкового Китая посещать остров.

По данным Тайваньского бюро по туризму, в 2009 году Тайвань принял почти миллион китайских туристов. Пик пришелся на 2015 год — более 4 млн. Таким образом,

на Китай пришлось более половины всех туристических доходов Тайваня — 14 млрд долларов

За годы президентства Цай Китай значительно сократил количество групповых туров и полностью запретил индивидуальный туризм на Тайвань. В октябре 2019 Госсовет Китая заявил, что подобные меры связаны с тем, что

«политика и риторика действующего президента ставят под сомнение безопасность китайских туристов во время пребывания на острове».

Это произошло после того, как Цай, выступая на съезде правящей партии, заявила, что

«быть зависимым от одного конкретного клиента в любой отрасли, который также политически настроен против вас, очень опасно и недальновидно».

Широкие последствия

Экономики Китая и Тайваня давно и тесно переплетены. Многие крупнейшие тайваньские компании (например производитель электроники Foxconn) используют китайские фабрики для производства комплектующих.

В последние несколько лет Китай стал наиболее важным рынком сбыта для таких компаний, как Taiwan Semiconductor Manufacturing Company (TSMC). Китайская доля в экспорте полупроводниковых чипов компании составляет почти 60%.

С учетом того, что тайваньское противостояние Пекину будет только расти (по крайней мере, в течение следующих четырех лет), возникает вопрос, продолжатся ли их экономические отношения.

Алекс Тан, профессор политологии и международных отношений в Кентерберийском университете, специализируется на китайско-тайваньских отношениях. Он считает, что даже если Пекин думает о дальнейшем давлении на Тайвань, у него может не хватить вариантов.

«При Цай Иньвэнь Тайвань активно стал развивать стратегию «на юг», стремясь создать более тесные экономические и культурные связи со странами Южной и Юго-Восточной Азии. В первую очередь это вызвано желанием диверсифицировать экономику острова, снижая экономическую зависимость от Китая. Однако немалую роль играет и тот факт, что

китайские поставщики вынуждены поднимать цены на свою продукцию из-за давления своего правительства»

— сказал Тан.

Цепная реакция

США, самый сильный союзник и военный защитник Тайваня, были вовлечены в почти двухлетнюю торговую войну с Китаем, втянут в нее и Тайвань. Многие тайваньские компании торгуют как с США, так и с Китаем. Как сообщалось ранее, правительство США попросило TSMC прекратить продажу чипов китайскому технологическому гиганту Huawei в начале этого года.

“ТSМC однако продолжает поставлять китайским технологическим фирмам чипы, в которых они отчаянно нуждаются, и ряд тайваньских и китайских предприятий по-прежнему стремятся к переходу через пролив, — сказал Тан. — Это означает, что несмотря на напряженные отношения между президентом Цаем и Пекином, экономические отношения, скорее всего, в основном останутся без изменений».

Однако, по мнению эксперта, есть и худший вариант. Ужесточение условий для тайваньского-китайского бизнеса продолжается. И Пекин ради обретения полного политического контроля над Тайванем может временно поступиться интересами китайского бизнеса. То есть полностью отрезать остров от поставок своего товара и закрыть китайский рынок для тайваньских компаний.

Учитывая, что все-таки основную прибыль тайваньскому бизнесу дает Китай, островные компании окажутся на грани банкротства. Что в свою очередь ставит под угрозу бизнес их партнеров из других азиатских стран, для многих из которых Тайвань является единственным поставщиком.

По мнению Алекса Тана, не исключена цепная реакция. Это станет сигналом к растущей фрагментации экономики в Азии и вкупе с другими региональными факторами может привести к серии тяжелых кризисов.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter