Ужесточающиеся требования по экологичности и экономичности заставляют автопроизводителей идти на ухищрения, которые катастрофически снижают ресурс современных моторов.
Первый пункт — это снижение объема камер сгорания, пишет «Российская газета». Это уменьшает выброс вредных веществ в атмосферу. При этом обозначенная мощность мотора обеспечивается за счет увеличенной степени сжатия, которая позволяет улучшить скорость сгорания.
Степень сжатия ограничена топливными характеристиками и материалами, из которых сделаны механизмы поршневой группы. Если степень сжатия увеличивается на треть, то воздействие на поршень и подвижные части вырастает в два раза.
Второй пункт — применение поршней с короткой юбкой. Логика производителя следующая: чем меньше поршень, тем он легче. Благодаря этому он обеспечивает большую отдачу и эффективность. Сокращение юбки поршня в сочетании уменьшением плеча шатуна влечет за собой рост нагрузки на стенки цилиндров.
На высоких оборотах такой поршень иногда пробивает масляную пленку и соприкасается с металлом цилиндров, что сокращает срок службы поршневой группы
Третьим в списке идет использование турбонаддува на малообъемных моторах. Чаще всего встречается турбонаддув, работающий на энергии выхлопных газов для вращения центростремительной турбины. Температура в ней достигает 1000 градусов. Чем больше литровая мощность мотора — тем сильнее износ. Чаще всего турбоагрегат ломается на пороге 100 тысяч километров. Турбина может быстро вывести из строя поршневую часть, поскольку турбокомпрессор возьмет весь запас моторного масла.
Четвертый пункт — отсутствие прогрева двигателя при минусовых температурах. Многие современные моторы могут начинать работу без прогрева благодаря новейшим системам впрыска. Однако при понижении температуры нагрузка на детали резко возрастает: двигателю нужно прокачать масло и прогреться хотя бы минут пять. Но из-за экологических требований производители опускают эту рекомендацию, что негативно сказывается на шатунно-поршневой группе.
Пятой в списке стоит система «старт/стоп». Ее придумали немецкие автопроизводители для отсечения режима холостого хода, при котором в атмосферу выбрасывается немало вредных веществ. Как только скорость автомобиля падает до нуля, система отключает двигатель. Проблема в том, что каждый мотор рассчитан на определенное число пусков. Без этой системы за 20 лет двигатель запустится, в среднем, 100 тыс. раз. С ней — около 10 млн. Чем больше пусков — тем сильнее происходит выработка трущихся частей.