Впрочем, многие просто не успели себя показать.
Рейтинг акимов областей и городов республиканского значения составил Общественный фонд «Стратегия». Рейтинг готовили на основании опроса экспертов по итогам работы за второе полугодие 2019 года. В нем участвовали 28 человек из разных областей.
Респонденты оценили работу акимов на среднем уровне (3-4 балла).
Работа акимов оценивалась по 5-ти критериям:
Оценка производится по 7-ми балльной шкале, где 1 – отсутствие характеристики, а 7 – наивысший показатель характеристики.
Авторы рейтинга напомнили, что в течение всего 2019 года происходили смены акимов регионов. Последнее назначение случилось под занавес года – 18 декабря, когда атырауский аким Нурлан Ногаев стал министром энергетики.
— Таким образом,
на конец года из 17 регионов только в 8 руководителями были сравнительно «старенькие»/опытные управленцы,
— отметили авторы.
Остальные либо стали акимами впервые, либо были переназначены из одной области в другую. Пример первых — аким Мангистауской области Серикбай Трумов, который до этого был секретарем областного маслихата, и экс-министр транспорта и коммуникаций Женис Касымбек (Карагандинская область). Пример вторых – Алтай Кульгинов, перешедший из ЗКО в Нур-Султан.
В целом эксперты оценили работу акимов на среднем уровне (3-4 балла). Возглавили рейтинг «старожилы» акимского корпуса.
Во втором полугодии совокупную оценку выше 4-х баллов получили только три акима:
Амандык Баталов (Алматинская область), Бахытжан Сагинтаев (Алматы) и Умирзак Шукеев (Туркестанская область).
Баталов впервые занял первое место в рейтинге (4,02 балла; +0,24), в первом полугодии он был только на 4 месте.
— По мнению экспертов, Баталов еще «задержится на посту акима», он «не создал кризис своими руками» в этой «интересной «большим» людям области»,
— процитировали авторы участников опроса.
2 и 3 места поделили между собой акимы Алматы и Туркестанской области Бакытжан Сагинтаев и Умирзак Шукеев (по 4,01 балла). У Шукеева оценки улучшились на 0,24 балла (5 место в рейтинге 1 полугодия). Эксперты считают, что ему «тесновато в бедноватой области», поэтому прочат изменения в карьерной позиции, «например, послом».
Сагинтаев проработал на нынешнем посту только несколько месяцев
— С точки зрения экспертов, пока можно оценить его по «информационной открытости и обратной связи в связи со Стратегией развития Алматы». Вместе с тем уже сейчас заметны определенные риски активной публичности. Например, «начал нормально, однако дальше увяз в бюрократии». Высказываются опасения, что его хорошие начинания в конечном итоге могут выглядеть как «прожектерство», — подчеркнули социологи.
Хорошая динамика показателей у акимов Костанайской области Архимеда Мухамбетова (+0,44 балла) и главы Атырауской области Нурлана Ногаева (+0,63).
На результат последнего повлияло уже свершившееся на момент опроса назначение министром
— прежде всего в оценках перспективности.
Из «старых» акимов наихудшие показатели у акимов Жамбылской области Аскара Мырзахметова (14 место) и СКО — Кумара Аксакалова (11 место).
— Интересно, что показатели Аксакалова демонстрируют стабильность его позиций (10 место в 4-х номинациях). При этом колебания оценок Мырзахметова значительны – от 5 места в управлении внутренней политикой до 17 места с точки зрения удовлетворенности населения, — утверждают авторы рейтинга.
Алтай Кульгинов и Женис Касымбек заняли 9 и 10 место соответственно. У Кульгинова хорошие показатели информационной открытости и перспективности (2 и 4 места).
Однако по другим критериям позиции крайне низки
(например, управление экономикой – 12 место, внутренней политикой – 16 место). В свою очередь, у Касымбека высокая оценка перспективности – 2 место, зато по всем другим индикаторам очень плохие. Например, управление внутренней политикой – 17 место.
— Практически все новые акимы (К. Искаков, Е. Айтаханов, С. Трумов, Е. Маржикпаев, О. Уразалин) заняли места в нижней части рейтинга. За исключением акима Алматы Бакытжана Сагинтаева и акима ЗКО Гали Искалиева (8 место).
При этом заметно, что с точки зрения экспертов, эта когорта не отличается ни высоким уровнем информационной открытости, ни значительными показателями перспективности. Это ставит вопрос о качестве новой генерации региональных управленцев в условиях провозглашенного курса «слышащего» государства, — резюмировали социологи.