Ключарь Александр Суворов рассказал о нюансах недавней реставрации храма.
— Колокольный звон, разнесшийся окрест Вознесенского Кафедрального Собора, по сути, возвестил об окончании реставрационных работ. Насколько помнится, реставрация шла достаточно долго. С чем это связано?
— Собор стараниями тогдашнего владыки, архиепископа Алексея, был возвращен церкви в 1995 году. Давайте вспомним, что получила церковь. Раннее в этом здании были и музей, и концертный зал, и так далее. В результате многочисленных перестроек внутри от храма мало что осталось. Поэтому стояла задача вернуть ему первоначальные функции, то есть приспособить под богослужение.
В первую очередь демонтировали второй этаж. Потом предприняли попытку сделать роспись. Если откровенно, попытка провалилась. На тот момент в Алматы не было специалистов-иконописцев, поэтому ее делали светские мастера, которые не придерживались канонов иконописи.
Но все работы середины 90-х можно назвать полумерами. Нужна была масштабная реставрация.
— А на это нужны были большие средства?
— Конечно. Мы много лет обращались в Министерство культуры. Ведь несмотря на то что храм передан в бессрочное и безвозмездное пользование церкви, юридически он является собственностью государства.
И только благодаря стараниям митрополита, его связям, а также встрече с президентом в марте 2016 года стало возможно проведение этой реставрации.
При этом на нее не было использовано ни одного тенге бюджетных средств. Это деньги прихожан, а также среднего, крупного и малого бизнеса, которые были привлечены стараниями митрополита Александра. Это его заслуга.
— А много ли утеряно за период, когда в храме располагались конторы советского толка?
— Не осталось никаких элементов внутреннего интерьера собора. От иконостаса не осталось ничего вообще, не сохранилось ни одной иконы. Уважаемый краевед, господин Воронов, нашел акт изъятия, где написано, куда что ушло, начиная от ковров и заканчивая крестами и колоколами. В этом списке большое количество адресатов, начиная от алматинского ОГПУ и заканчивая литейным заводом.
Тот же Воронов нашел полную опись библиотеки храма. Там указано, что все передано в краеведческий музей. Однако в музее нам сказали, что ничего этого нет. Так что все убранство внутри собора — новодел. В том числе и колокола.
— Давайте развенчаем миф, который многим не дает покоя. Я имею в виду автора проекта собора.
— Развенчать не получится. Я лично долго исследовал этот вопрос. Давайте начнем с самого создания — Гурде отпадает. Он мог сделать собор, но им строительному комитету были поставлены определенные условия, на которые последний не пошел, поэтому Гурде отказался.
Был проект Тропаревского 1901 года, но потом был отвергнут святейшим синодом Петербурга.
Затем проект Борисоглебского 1902 года на 6 листах. Вроде он был принят с оговорками, включая кое-какие вещи, в том числе изменение центрального купола. Однако вскоре Борисоглебский навсегда покинул Верный. Тогда за дело взялся Зенков.
Последний проект 1903 года на 5 листах подан уже от его имени. Это все зафиксировано в исторических документах. Проект был утвержден, но в чем интрига?
Чтобы сказать, кто автор проекта, нужен штамп на его листах в нижнем правом углу. Его не смогли найти ни в наших архивах, ни в архивах Санкт-Петербурга.
Есть слабая надежда, что проект может быть в Ташкенте, поскольку в 1916 году Верненская епархия перенесла свой центр в Ташкент
Но в узбекских архивах мы не искали. Я думаю, это бесперспективно.
Лично я, как человек, жизнь которого почти 20 лет связана с Вознесенским собором, считаю, что изначально это был проект Борисоглебского, но существенно измененный Зенковым.
— А что насчет подземных ходов? Ходят слухи, что они все таки есть — из дома архиерея….
— Для меня это была очень важная тема. Я ждал реставрации, встречался с людьми, «очевидцами», которые ходили там, находили царские деньги и так далее. Они били себя в грудь и показывали места: «Вот здесь был подземный ход». И знаете, к моему глубочайшему сожалению, никаких ходов нет.
Мы вскрывали полы, в том числе и в указных местах. Так вот, никаких подтверждений, что там был какой-либо ход, не нашли. Везде цементная основа еще с царских времен. А царский пол отличается от советского тем, что там много известняка, и он нигде не вскрывался. Я очень надеялся, что катакомбы под храмом есть, но их нет. А то, что
в некоторых книгах написано про подземные ходы под Вознесенским собором, это художественный вымысел