Для владельцев стартапов и уже существующих проектов в сфере IT, которые чувствуют потребность в структурном развитии, создана программа акселерации от Astana Hub, позволяющая бесплатно «прокачать» свой бизнес.
Почему бесплатно? Потому что поддержка осуществляется государством — в рамках программы «Цифровой Казахстан». В нашей стране хотят создать технологическое сообщество наподобие Силиконовой долины. Сделать это не так просто — более 80% стартапов «сгорают», не добравшись даже до точки безубыточности.
И чтобы помочь стартапам пройти «мертвую зону» — первый этап, когда умирает большинство новых идей — был создан Astana Hub и программа акселерации.
Какие важные для любого бизнесмена «фишки» продуманы в программе?
В течение трех месяцев участники обучаются у международных экспертов, получают индивидуальные консультации, встречаются с бизнес-ангелами, представителями венчурных фондов, государственных органов и корпораций — всеми, кто может спонсировать их идею.
За каждым проектом прикрепляется трекер — человек, который лично курирует и направляет бизнесменов на всем пути акселерции. PR-специалисты и маркетологи помогают подопечным с продвижением идей — выходом на широкую аудиторию и рынок.
Также предприниматели бесплатно работают в коворкинге Astana Hub, а иногородние могут претендовать на места в общежитии.
При этом требования к кандидатам очень просты — у претендентов должна быть идея, которую можно масштабировать, а также два ключевых участника проекта, которые смогут быть полностью вовлечены на период акселерации (присутствовать на всех тренингах и воркшопах).
— Акселератор помогает экономить большое количество времени и ресурсов. Программа помогает интенсивно в сжатые сроки воплотить свои идеи в реальность. Но бизнесмены идут не вслепую, их ведут профессионалы. Это позволяет делать акцент сразу на нужные действия, не наступая на типичные для стартапов грабли. К примеру, стартапы часто игнорируют потребности рынка. Даже при наличии хорошей идеи они не тестируют ее на разных этапах. И уже создав готовый продукт и потратив большие деньги, они понимают, что в таком виде он никому не нужен. Нужно было оптимизировать его на более ранних этапах. Акселератор как раз позволяет избежать таких фиаско, — делится менеджер департамента программ Astana Hub Айвар Курманов.
Что важно — тренеры акселератора курируют каждый эксперимент. Чтобы участники были постоянно в тонусе и регулярно проверяли новые гипотезы, каждую неделю они отчитываются перед трекером.
— Аналогию можно провести с тренажерным залом. Если занимаешься с тренером — ты не пропускаешь, правильно выполняешь все задания. А без него — халтуришь. В случае с акселератором бизнесмены также вынуждены постоянно думать, как улучшить свой бизнес: попробовать таргетированную рекламу или контекстную, выйти на потребительский рынок или бизнес-сегмент, создать сайт или развиваться в социальных сетях — нужно все время экспериментировать, а затем рассказывать о результатах трекерам, — поясняет Айвар Курманов.
Помощь трекеров — одно из основных преимуществ программы акселерации. Для этой роли в Astana Hub приглашают самых квалифицированных специалистов — в том числе и из других стран.
— Трекеры следят, чтобы стартаперы развивали проект, основываясь не на собственных интуитивных представлениях о предпочтениях клиентов, а на общемировых методологиях. Мы исключаем риск того, что стартап создаст квадратное колесо, а оно окажется невостребованным на рынке. Мы следим за тем, чтобы предприниматели сначала слушали клиента, а потом создавали продукт, а не наоборот, — отмечает Аркадий Селезнев, главный трекер программы акселерации, который приехал в Казахстан из России.
Многие проекты — даже те, которые существуют много лет — после акселерации увеличивали прибыль в разы. Таким примером может послужить Академия Супер Мам (Super Mom Academy).
— Суть проекта заключается в сайте, который соединяет будущую маму и ее лечащего врача. Мамочка регулярно участвует в опросах на портале о том, есть ли у нее отеки, боли в спине, животе и прочие, а затем робот анализирует информацию и отсылает врачу приблизительные диагнозы. Эти опросы и дневники позволяют диагностировать 13 патологий беременности мамы и развития ребенка, — рассказывает Виктор Балбачан.
Этот интересный проект, который создали еще в 2014 году, после прохождения акселерации в 2019 году увеличился вдвое, и в разы поднял прибыль. Сейчас он обслуживает 14 медицинских учреждений в разных регионах страны. Сайтом активно пользуются уже более 1500 мам.
— Сейчас вместе с экспертами из Astana Hub мы думаем, как выйти на рынок США. У нас закрытая система, скачать материалы могут лишь пациенты наших клиник и больниц. Но около 2000 посещений и попыток скачать наши программы каждый месяц поступают из Штатов. В первую очередь, это русскоязычные жители этого региона. Поэтому мы, объединившись с еще одной компанией, хотим масштабироваться до уровня международной корпорации, — рассказывает автор проекта.
Стартапы в Казахстане медленно, но верно захватывают все новые сферы, но также и реформируют традиционные. К примеру, образование.
Компания Algorithm online разработала уникальную методику преподавания математики для детей разных возрастов. Уроки проходят в онлайн-формате, но не как обычные видео-уроки, но с использованием интерактива, вовлечением учеников в прямые трансляции и незамедлительной реакцией преподавателей.
— Каждая минута урока у нас расписана. Мы хотим создать для наших учеников фундамент — обучить их самому важному в математике, а затем углубить их знания, которые не охватывает школьная программа. С августа 2019 года, когда мы прошли акселерацию, мы обучили уже более 350 детей. Пока мы не достигли точки безубыточности, но только потому что постоянно реинвестируем прибыль в новые курсы, покупку студии и прочие вложения, — рассказывает создатель проекта Алибек Бейсенбаев.
Автор задумки отмечает, что акселерация во многом помогла взглянуть на бизнес по-новому и проверить разные гипотезы о том, как лучше развивать проект.
— Более всего для меня были полезны знакомства с единомышленниками — такими же бизнесменами, которые переживают похожие проблемы и вызовы. С ними всегда можно было обсудить конкретные кейсы или вдохновиться их решениями. Нетворкинг, налаживание связей — всегда важная часть построения бизнеса, — отмечает он.
Сейчас программу акселерации прошли уже шесть потоков, в каждом из которых участвовали около 30 бизнес-идей. Проекты охватили самые разные секторы экономики — от рекламы и развлечений до медицины и безопасности.
Разработчики, дизайнеры, маркетологи, и, конечно, сами бизнесмены — все сообщество Astana Hub вне зависимости от сферы деятельности постоянно живет лишь одной идеей — как вывести свои проекты на новый уровень, поднять прибыль и найти новые рынки сбыта. Находясь рядом с такими «заряженными» людьми, сложно не развиваться.
— Трекеры следят за тем, чтобы стартаперы развивали проект, основываясь не на собственных интуитивных представлениях о предпочтениях клиентов, а на общемировых методологиях. Мы исключаем риск того, что стартап создаст квадратное колесо, а оно окажется невостребованным на рынке. Мы следим за тем, чтобы предприниматели сначала слушали клиента, а потом создавали продукт, а не наоборот, — отмечает Аркадий Селезнев, главный трекер программы акселерации.
Следует отметить, что все эти амбициозные ребята прошли обучение в разных потоках программы акселерации Международного технопарка IT – стартапов Astana Hub.