Бибигуль Тулегенова празднует юбилей — ей 90.
Она пела в сопровождении лучших оркестров мира, а ЮНЕСКО внесло ее в список «Двадцать выдающихся женщин двадцатого столетия»…
Ее в ссыльном Семипалатинске благословила на учебу классическому пению советская писательница Галина Серебрякова…
Едва услыхав пение юной работницы семипалатинского мясоконсервного комбината, знаменитый композитор Латыф Хамиди сказал, что у девушки высшая степень таланта…
Один из основоположников казахской классической музыки, Ахмет Жубанов не позволил педагогу-самодуру исключить ее из числа студентов…
Масса жизненных трудностей – голод и холод, неустроенность быта, не сломили воли той, что однажды выйдя на сцену сказала себе:
В эти дни не только Казахстан, но все поклонники величайшего вокального дара Бибигуль Ахметовны Тулегеновой отмечают и поздравляют Певицу, именно так — с большой буквы – с 90-летием.
«Она уникальна, феноменальна и неподражаема!» — в этих трех определениях и человек Бибигуль Ахметовна, и Певица Бибигуль Тулегенова.
Ей было суждено, пройдя через земную огранку Божьего дара терниями и лишениями, стать гордостью Казахстана, блистательной артисткой, педагогом высшей школы, общественным деятелем, прекрасной мамой трех детей.
Сегодня, Бибигуль Ахметовна Тулегенова, отмеченная всеми мыслимыми наградами и международным признанием как лучшая певица камерного жанра 20 века, подводя итог прожитому, говорит:
— Я очень люблю Казахстан. Я пережила многое на этой земле. На этой земле родился мой папа, я, мои дети и внуки… Никогда не имела даже мысли уехать в другую страну. Были трудности, и было счастье, я теряла и находила, но всегда работала во благо Казахстана и своих соотечественников.
Ее вокальный дар настолько многогранен, что рассказать о всех жанрах подвластных ее уникальному высокому сопрано, и чистейшего, редкой красоты тембрального окраса едва ли предоставляется возможным.
Студенткой она пела и записывала на радио популярные композиции, читай — шлягеры того времени. Исполнила все, что оставались в памяти людей казахские народные песни. Объездила весь мир с концертными программами вокально-камерного жанра.
Много лет блистала Примой на сцене Государственного Академического театра оперы и балета имени Абая. Композиторы Казахстана считали за честь исполнение их произведений Бибигуль Ахиетовной.
А вот перепеть Певицу ни одна «звезда» не решается до сих пор, слишком очевидно расстояние от земного до Божественного. Равно как трудно теперь представить, кто бы лучше смог сыграть роли в кинофильмах «Наш милый доктор» и «Ангел в тюбетейке»! Она снялась в семи картинах казахстанских кинорежиссеров.
На своей преподавательской ниве профессор Тулегенова взрастила многих, кто остался верен вечно классическому искусству и продолжил достойно представлять нашу страну на мировых сценах.
— Никогда не перечисляйте моих учеников по фамилиям, — как то попросила она журналистов. – Творческие люди амбициозны, и таковыми должны быть…
Начнутся поиски любимчиков: «Кого Учитель назвала первым?», «А почему меня не назвала?» — обида.
Певица бывала в нашей редакции, снималась в передачах, рассказывала о себе…
…Отец с мамой подбирали песни для себя и для нас, детей. Когда все было готово, приглашали соседей. Сначала пел отец потом мама и сестра Бибинур. Наконец наступала моя очередь. Мама командовала: Биби! Я забиралась на табуретку – нашу домашнюю сцену. Мама брала гармонь и садилась рядом. Походил отец со скрипкой и давал знак – начинаем!
«Зачем тебя я, милый мой, узнала» — выводила тоненьким голоском я горестные слова.
Взрослые еле сдерживали улыбки. А мне было все нипочем, я старательно тянула мелодию…
…В класс Каринского я попала на первом курсе консерватории. Занимался он со мной добросовестно и много. Любил повторять: «Я быстро сделаю из тебя певицу. Овладеешь итальянской школой и певица готова»… Преподаватель сдерживал мой голос. Я стала бояться высоких нот. Беда надвигалась медленно, скрытно.
Как оказалось, не владел Каринский методикой преподавания вокального искусства. Но обнаружилось это тогда, когда он загубил многих учеников.
Настаивал исключить меня из консерватории как профессионально непригодную, когда у меня в силу физиологических причин временно исчез голос. Но тогдашний ректор консерватории прославленный Ахмет Жубанов не позволил этому свершиться. И меня перевели в класс Надежды Самышиной, которая, в общем-то, и сделал из меня певицу…
…Я всегда хотела только одного – тепла и покоя, когда я возвращалась домой. Я бы все стерпела. Причиной того, что я одна осталась, было то, что их притязания и «терзания» выходили за все возможные рамки. В конце концов были моменты небезопасные для меня и моих детей. Были ситуации, когда я могла погибнуть… И я состоялась без мужей. Я простила им все… Царствие им небесное, как говорится… Я закрыла эту тему, она меня давно не интересует, и не должна интересовать кого-то еще…
… Я не «звезда». Я – Певица! И это для меня высочайшее звание. Смеюсь, когда вижу наших «звезд», за которыми несут цветы, сумочку и с двух сторон под руки поддерживают. Они охрану нанимают, штатных костюмеров содержат. А я по улице со своей сумочкой и с цветами ходила среди людей, костюмы себе сама гладила, грим наносила… Однажды в Гурьеве меня костюмерши за свою приняли, и все расспрашивали: какая она Бибигуль Тулегенова?…
Сегодня, на исходе второго десятилетия 21 века музыковеды констатируют: казахская классическая музыка — состоявшийся сегменте в искусстве мирового уровня. И без величайшего вклада в этот процесс Бибигуль Тулегеновой и ее коллег по вокальному жанру это было бы невозможно. Равно как и без имен композиторов, творивших в Казахстане в 20 веке.
— Все ныне прославленные и маститые музыканты Казахстана должны свято помнить своих предшественников, — считает Бибигуль Тулегенова.
— На основе богатейшего наследия казахских кюйши и жирау, творческого вдохновения Абая и Курмангазы, воспевших в своих произведениях Великую степь, в начале двадцатого века профессиональные музыканты, композиторы и певцы сотворили нам фундаментальное начало, имя которому — Казахская классическая музыка.
Не могу не напомнить своим слушателям о величайшем вкладе в создание и развитие профессиональной национальной музыкальной школы Евгения Брусиловского. Он приехал в нашу республику в 1933 году, изучил национальное творческое наследие, а затем на основе народных произведений создавал свои оперы, симфонии, песни и романсы, творил и вкладывал казахский мелос во все классические жанры. Ермек Серкебаев, чье имя в казахской вокальной музыке не нуждается в представлении сказал о Брусиловском: Он – наш Бог! И этим все сказано.
Я очень люблю исполнять произведения Латыфа Хамиди. Его «Бул булл и «Казахсикий вальс давно стали визитными карточками нашей страны. Безусловно эти произведения и мои личные визитки. Всегда во всех выступлениях пела его очень мелодичные, светлые, я бы сказала интеллигентные песни, написанные рукой большого мастера: «Жулдыз кыз», «Жайлауым бакша жайнаган», «Уныш байрами» и другие.
Совершенно по новому зазвучали, но опять же, основываясь на национальной традиции, и пришли в казахскую классику произведения Газизы Жубановой. В них соединилась московская школа композитора и зов далеких предков, некогда наполнявшим казахский простор своей степной классикой. Газизу Жубанову называли композитором-философом космического масштаба. Она использовала в творчестве традиции казахской музыки, но в новаторском стиле.
— Петь сочиненное ею было непросто, — признается Бибигуль Ахметовна, — но она – лучший образец нашей современной классики.
Произведения казахстанских творцов занимают значительное место в творчестве певицы. Они – неотъемлемая часть ее сценической биографии. И не кривя душой, скажем: то, что выбрано и спето Тулегеновой хотя бы раз на большой сцене – обречено на успех.