Многие казахстанские родители недовольны критериальной системой оценивания знаний школьников, подразумевающей проведение СОР (суммативное оценивание за раздел) и СОЧ (суммативное оценивание за четверть).
В частности, родителям не нравится, что контрольные работы по нескольким предметам проводятся в один день. В ответ вице-министр образования и науки Шолпан Каринова опубликовала в Facebook обширный пост, озаглавленный
«Критериальная система оценивания останется, но изменится»
«В настоящее время по поручению министра образования и науки создана рабочая группа, на которой обсуждаются пути совершенствования критериальной системы оценивания, —
отметила вице-министр. —
Обсуждения идут, поступают предложения. Учителя спорят, соглашаются, доказывают, дополняют друг друга. Советуются с коллегами. Обсуждены вопросы учета баллов при проведении формативного оценивания, частотность СОР и СОЧ и другие вопросы, поднимаемые учителями.
Но учителя однозначно сошлись в одном – возвращаться к старой, по сути трехбалльной, системе нельзя
Учителя понимают и считают, что методология системы критериального оценивания правильная. Она обеспечила новые стандарты и механизмы оценивания, сопоставимые с требованиями систем оценивания ведущих стран. Поэтому отказываться от критериальной системы мы не будем.
Поясняю. Обновление содержания образования, которое началось в 2016 году, потребовало и новых форм отслеживания результатов обучения, введена система критериального оценивания.
Ранее стандарт предполагал акцент на усвоение фактологических знаний, уровень которых оценивался через пересказ и воспроизведение небольших фрагментов на уроках, тестирование и систему контрольных срезов. Такой подход соответствовал информационному обучению, когда учащимся предлагался переработанный и готовый материал.
В новой системе оценивания усилены требования к инструментам оценки, которые должны обеспечивать объективность.
Разработанные критерии и задания позволяют определять не только уровень знаний, но и способности применять знания и навыки мышления более высокого уровня
(как ученик говорит и рассуждает, умеет ли выделять главное и делать выводы, может ли принимать решения, применять полученные знания в жизни). Это позволяет нивелировать необъективность традиционных оценок и обеспечивает единство требований, стандартизацию и равенство процедур.
Фактически СОР – это ранее использованные тематические контрольные работы, а СОЧ – это четвертные контрольные работы.
В количестве выполняемых контрольных работ в старой и новой системе оценивания нет существенных различий
К примеру, в типовых учебных планах (ТУП) по предметам «Казахский язык»/«Русский язык» 2013 года установлены следующие виды контрольных работ: диктант, изложение, сочинение, тестирование, контрольный диктант в количестве от 13 до 15 в год в начальной школе (во 2 классе — 15, в 3 классе — 14, в 4 классе — 13).
В рамках обновленного содержания количество СОР и СОЧ в этих классах меньше и составляет 12 работ в год. По предмету «Математика» в ТУП 2012 года в 5 классе количество контрольных работ составило 13, а количество СОР и СОЧ – 14. А в 6 классе количество СОР и СОЧ по новым программам меньше, чем их было согласно программам 2012 года. По предмету «Химия» по ТУП 2012 года количество практических/контрольных работ — 11, по ТУП 2016 года — 12 СОР и СОЧ.
Так можно продолжить анализ и по другим предметам.
Изменения коснулись лишь процессов составления учебных заданий и проверки работ учащихся по четким критериям оценивания. Это обосновано необходимостью повышения качества и объективности оценок, а также тем, что
ученик должен сам понять, чего он достиг и над чем еще нужно работать
Ранее оценка в контрольной работе выставлялась методом вычитания, т. е. на результат влияло количество допущенных ошибок и помарок (например, согласно нормам без ошибок — 1 ошибка – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3», 4-5 ошибок и более – «2»).
Новая система оценивания учитывает каждый этап выполнения учебных заданий, что позволяет накапливать баллы.
Накопительная система стимулирует самостоятельную деятельность учащихся и обеспечивает освоение учебной программы,
т. е. способствует повышению качества знаний.
Что касается учителей. При старой системе учителя начальных классов проверяли тетради каждый день, и это было для них привычным делом. Ежедневно они проверяли письменные работы 25 учащихся по нескольким предметам, и на следующий день приносили в класс проверенные задания с комментариями.
Для учителей казахского, русского языков, математики, физики, химии, биологии в средних и старших классах, где также были письменные работы, лабораторные и практические работы, было обычным явлением проверять тетради. Сегодня при проверке СОР и СОЧ данные учителя также не испытывают сложностей.
Затрудняются, конечно, учителя устных предметов, у которых в старой системе не было письменных работ, и они привыкли оценивать только устные ответы учащихся.
Что касается учащихся. Дети, которые пошли в 1 класс в 2016 году по обновленной программе обучения, которых сразу оценивали формативно и суммативно, активно внедрились в новые условия. Они не боятся получать «плохие» отметки, они их просто не знают. Для них привычно слышать на свои ответы комментарий учителя о том, что у них получилось хорошо, а что не получилось.
Хуже адаптируются в новом оценивании дети, которые обучались и оценивались сначала в старой системе, и сейчас перешли в новую
Их затруднения связаны с тем, что они психологически привыкли к одному, а теперь приходится перестраиваться.
Что касается родителей.
Сегодняшние родители — это вчерашние школьники, которые сами обучались по старой программе и получали отметки «3», «4», «5». Любые оценки для них ассоциируются только с ними
Другого им и представить сложно. К тому же привычное всегда комфортно. И это понятно.
При этом необходимо отметить: правилами МОН РК предусмотрено, что количество СОР и СОЧ не должно превышать трех в день, гибкий график сдачи СОР и СОЧ для недопущения перегрузки учащихся и т. д. Но на деле не все идет по правилам.
Кроме того, мы продолжим работу по повышению квалификации педагогов через курсы, семинары, тренинги и т. д. Нам важно разъяснять педагогам, родителям особенности новой системы оценивания, которая объективна, а самое главное, направлена на поддержку и стимулирование процесса обучения учащихся».