Батареи из электромобилей с ростом популярности этого вида транспорта становятся серьезной экологической проблемой.
В перспективе даже проблема выброса углекислого газа может померкнуть по сравнению с новым вызовом, пишет «Популярная механика» со ссылкой на доклад Nature. Исследователи по ряду причину призывают скорее наладить утилизацию и переработку литий-ионных аккумуляторов.
Во-первых, необходимо экономнее использовать природные ресурсы, которые не безграничны. Литиевые батареи для электромобилей изготавливаются из кобальта, минерала, добываемого преимущественно в Конго. Растущий спрос на него привел к тому, что на рудниках там сегодня используется детский труд, а сам процесс добычи нельзя назвать экологичным и безвредным для окружающей среды.
Во-вторых, с каждым днем все больше батарей нуждаются в утилизации — отработавшие свое аккумуляторы скоро будет некуда девать. Так, в 2017 году в мире было продано более 1 млн электромобилей. По оценкам авторов исследования, это 250 тыс. тонн аккумуляторов, которые через лет 10 придется как-то выводить из строя.
Например, компания Toyota предлагает оснащать ими солнечные электростанции. Но электромобилей становится все больше, и для такого количества изношенных батарей применения может не найтись. В результате они будут гнить на свалках, отравляя природу.
Следовательно, необходима не просто утилизация, а полная переработка аккумуляторов, и здесь возникает еще одна проблема. Для переработки придется разбирать тысячи аккумуляторов ежедневно. При таких масштабах обойтись без автоматизированных конвейеров не получится. Но каждый автопроизводитель устанавливает на свои машины уникальные аккумуляторы, отличающиеся по строению от других, и их в принципе не так просто разобрать на составляющие детали. Главная проблема состоит в том, что нет стандартизации, без которой разбирать сотни тысяч тонн батарей придется вручную, медленно и неэффективно, убеждены ученые.