Эксперты по-прежнему избегают комментариев, но оценки всем участникам начали выставлять выше, чем раньше.
Очередное исследование казахстанской политической элиты провел общественный фонд «Стратегия». В опросе принял участие 21 эксперт. Главный результат —
итоговую оценку выше 5 баллов эксперты поставили только действующему президенту Касым-Жомарту Токаеву
Остальных оценивают с осторожностью. Возможно, причина в том, что Токаев продекларировал персональную ответственность чиновников за проводимые реформы. Теперь наблюдатели ставят под вопрос перспективность каждого из них.
Социологи отметили, что эксперты в среднем начали выставлять более высокие оценки, нежели ранее. Однако респонденты все-таки склонны соблюдать осторожность.
Общие оценки от 4 до 5 баллов получили больше политиков, чем во втором квартале — 11 человек против 7
Но большинство экспертов продолжают воздерживаться от комментариев. Итоговая оценка выше 5 баллов остается только у действующего президента Касым-Жомарта Токаева (5,43 балла).
Кстати, когда на посту президента был Нурсултан Назарбаев, в рейтингах «Стратегии» он вообще не участвовал.
— Примечательно, что одним из трендов послания главы государства стала тема ответственности госслужащих. В частности, президент сказал, что «каждый гражданин должен почувствовать улучшения. От госорганов я требую оперативной работы и реальных результатов. Не будет реформ ради реформ. У каждого министра и акима должен быть перечень основных показателей результативности работы, — процитировали главу государства социологи.
Тогда же действующий президент объявил о персональной ответственности за реализацию реформ членов правительства, руководителей госорганов и регионов, госкомпаний и учреждений.
Социологи предположили, что именно такой подход добавил экспертам осторожности. В частности, с оценками «перспективности» и «эффективности» политиков те решили вперед не забегать.
Председатель КНБ Карим Масимов остается на второй позиции в рейтинге (4,93 балла). По сравнению со вторым кварталом
увеличились оценки его эффективности и авторитетности, но по критерию «перспективность» продолжается снижение
В более ранних рейтингах (без участия президента) Масимов держал первое место не один год.
Посол РК в РФ Имангали Тасмагамбетов в третьем квартале вернулся в тройку лидеров (4,63 балла), в основном за счет увеличения оценок по критерию «эффективность» (+0,61).
Спикер мажилиса Нурлан Нигматулин
по итогам третьего квартала серьезно прибавил и поднялся на 4 место (4,53 балла)
Крымбек Кушербаев вернулся не только в центральные органы власти, но и в первую пятерку рейтинга. Работа на посту как руководителя администрации президента, так и госсекретаря впечатлили экспертов, и Кушербаеву присудили суммарно 4,48 балла. Что вывело его на пятую позицию.
Премьер-министр Аскар Мамин по итогам третьего квартала переместился с 3 на 6 позицию (4,42 балла). Оценки его эффективности эксперты выносят все ниже и ниже.
Зато спикер сената Дарига Назарбаева, наоборот, восстановила свои позиции в рейтинге, поднявшись с 16 на 7 позицию.
В оценке председателя правления ФНБ «Самрук-Казына» Ахметжана Есимова наметился тренд на снижение. По итогам третьего квартала он переместился с 4 на 8 позицию (4,20 балла).
Заместитель премьер-министра Бердибек Сапарбаев и председатель президиума НПП «Атамекен» Тимур Кулибаев начали движение вверх. В первую очередь за счет сохраняющегося авторитета и растущих оценок эффективности.
Заметно улучшили свои позиции в рейтинге министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Аскар Жумагалиев (с 24 на 16 место; +0,26 балла) и советник президента Ерлан Карин (с 30 на 22 позицию; +0,19 балла). Надо отметить, что в обоих случаях отмечается рост оценок перспективности и эффективности политиков.
Снижение положения в рейтинге по итогам третьего квартала отмечаются у председателя Агентства по противодействию коррупции Алика Шпекбаева (с 6 на 12 позицию; -0,27 балла) и председателя Национального банка Ерболата Досаева (с 12 на 29 позицию; -0,59 балла).