Порой ее держат такими методами, от которых выигрывают только банки.
Чрезмерно высокая базовая ставка Нацбанка дурно влияет на всю экономику, считает экономист Асет Наурызбаев. Регулятор пытается напрямую сдержать рост инфляции, но Наурызбаев заявил, что делать это нужно по-другому. В качестве примера эксперт привел Федеральную резервную систему (ФРС) США.
Наурызбаев и ранее неоднократно критиковал политику регулятора. Даже посвятил этой теме целый сериал в социальных сетях. Претензий много, но по данной теме главный тезис гласит, что нынешние ставки приводят к слишком дорогим для предпринимателей банковским кредитам. И в конечном итоге тормозят развитие экономики. Об этом эксперт рассказал в интервью нашему порталу.
— Итак, вы считаете, что базовую ставку нужно было понижать, но этого не сделали. Как считаете, почему?
— Проблема в том, что у Национального банка неправильные целевые индикаторы. То есть он добивается не того, что нужно. Сейчас его единственная цель – низкая инфляция, уровень которой и пытается регулировать такими методами. А у того же ФРС США в первую очередь развитая экономика, и там ставку снизили.
Низкая инфляция должна быть не целью регулятора, а следствием правильной экономической политики
Но как индикатор успешности или неуспешности Нацбанка уровень инфляции выступать не может, и сосредотачиваться на этой задаче – в корне неверный подход.
Все привыкли к логике, что чем ниже инфляция – тем лучше. Но это не так. Самая низкая инфляция вообще на кладбище. Так что сейчас мы живем в условиях искаженного масштаба ценностей.
Правильный индикатор – живая экономика. Это как в медицине: в чем главная задача — чтобы человек был здоров или чтобы он не волновался до самой смерти? Во втором случае врач просто начнет кормить больного седативными препаратами,
и тот действительно не будет волноваться, но и проживет недолго
А правильная задача – чтобы пациент был здоров, бегал и прыгал, пусть даже подрастут давление и пульс. У нас же как только пациент начнет подавать признаки жизни, ему сразу тряпку с хлороформом под нос и пусть снова лежит недвижимо. Но одного хлороформа мало, нужны и другие инструменты.
Поворот не туда: когда экономика Казахстана стала «спотыкаться»?
Именно в этом подход ФРС отличается от Нацбанка в лучшую сторону. У них ведомство отвечает за здоровую экономику и когда видит ее замедление – ставки понижает. Повышает же тогда, когда экономика разгоняется. Но разве у нас вы видите такой разгон?
— Тем не менее инфляция никуда не девается. С ней же нужно что-то делать?
— Есть разные каналы и причины появления. Еще полгода назад я писал, что сейчас населению начнут раздавать тенге в качестве социальной помощи малоимущим и так далее, и тогда будет очередной виток. Так и получилось.
Люди получили деньги – товары первой необходимости подросли в цене
Но в то же время большие группы товаров подешевели. А сейчас опять подорожали, и Национальный банк опять решил задрать ставку. И это метание — то повысить, то понизить в краткие сроки — ни к чему хорошему не приводит. Только банки обогащаются.
Экономика Казахстана круче российской — по некоторым критериям
— Каким образом?
— Из-за того, что Национальный банк формально нарисовал высокую процентную ставку, банки второго уровня ее тоже подняли, но даже на больший процент. И увеличили свою маржу. Вот у них есть сверхдоходы.
При этом наша система регулирования так устроена, что они умудряются «распихивать» кредиты по плохим компаниям. А потом эти убыточные компании списывают, потому что контроль не работает.
Имея плохой портфель, наживаются на хороших клиентах.
Почему мы набираем кредиты и как собираемся их отдавать?
И конечно, государство помогает. Мы все помним про 10 млрд долларов такой помощи.
— А если ставку понизят, картина поменяется?
— Конечно, тогда начнет развиваться экономика. Проще говоря, у предприятия после возврата кредитов с процентами останется больше денег для развития, в том числе и на повышение зарплаты сотрудникам.
Настоящие зарплаты казахстанцев назвали статистики
Есть еще одна проблема: регулятор использует модели, которые работают на развитых рынках. А у нас рынок «рукодельный» – нет достаточно большого числа экономических агентов, которые бы там работали. И Нацбанк сам себе организует аукционы, сам задает правила игры, а потом удивляется, что у нас плохо растет экономика. Просто выдавайте дешевле кредиты, и все будет хорошо!