Заявление министра торговли и интеграции Казахстана Бахыта Султанова о намерении увеличить экспорт товаров на 1,6 млрд долларов вызывает ряд вопросов.
О намерении увеличить экспорт несырьевой продукции в Китай Бахыт Султанов заявил на встрече с вице-мэром города Ухань Сюй Хунланем. По словам министра, Казахстан готов увеличить экспорт продукции в Поднебесную по 60 товарным позициям на общую сумму $1,6 млрд.
В частности речь шла об увеличении объемов сложившегося экспорта — продукции отечественной металлургии и агрокомплекса.
«Более того, мы предлагаем рассмотреть возможность импорта из Казахстана более 30 товаров, которые ранее не поставлялись — это оксид алюминия, портландцемент, ферросилиций, металлические трубы, ферросиликомарганец, оксиды и гидроксиды хрома, подшипники, прутки из стали и железа и другие товары», — сказал Султанов.
Однако по некоторым названных министром позициям есть сомнения.
С плоским прокатом могут возникнуть проблемы – его производство в РК за 9 месяцев упало более чем на четверть. Более чем на треть снизилось производство полуфабрикатов из легированной стали, и примерно на 1% — из нелегированной. Что касается прутков из стали, тут ситуация не совсем однозначна. Ведь производство из нелегированной стали выросло на 42,9%, а из легированной упало на 11,8%. Кроме того, экспорт по итогам 8 месяцев снизился на 14,7%.
Тем не менее для казахстанской черной металлургии китайский рынок может стать альтернативой российскому. В январе-августе 2019 года в РФ уходило 86% всего экспорта прутков (годом ранее – 60%) и 77% плоского проката (67% за 8 месяцев 2018). Так что диверсификация отечественным производителям нужна в любом случае.
Не все понятно и с ферросплавами. Например, за 8 месяцев Казахстан экспортировал продукции на $1,3 млрд, что на 9% меньше, чем годом ранее. Главная причина снижения – падение мировых цен. При этом именно Китай является главным потребителем отечественной продукции: $510,5 млн (38,5% от всего экспорта).
По официальным данным, за 9 месяцев 2019 года Казахстан продал Китаю 715,3 тыс. тонн продуктов растительного и животного происхождения. Здесь же готовые продовольственные товары. Общая сумма экспорта составила $225,3 млн. И это при том, что в январе-сентябре 2018 года общий объем сделок был на уровне $159,3 млн. Таким образом, рост объема экспорта уже превысил 40%.
Больше всего принесла торговля пшеницей ($62 млн), но объемы сделок сократились по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Тогда экспорт составил $71,7 млн.
Но еще быстрее растет объем торговли сырьем и отходами пищевого производства. Так, $11,5 млн принесли продажи жмыха из семян рапса. Интересно, что годом ранее торговля им не велась. Экспорт пшеничных отходов составил $9,4 против $7,1 млн за январь-сентябрь 2018 года.
По итогам 9 месяцев 2019 года товарооборот между Казахстаном и Китаем составил $10,4 млрд. Причем большая часть (5,9 млрд) пришлась на экспорт казахстанской продукции. По сравнению с январем-сентябрем 2018 объем сделок увеличился почти на 26% ($2,1 млрд). Экспорт казахстанской продукции вырос на 38,6%, импорт китайской – на 12,2%.
Основой экспорта остается сырьевой сектор. Так, продажи минеральных продуктов принесли более $3 млрд за 9 месяцев. Наиболее востребованы:
Еще более $2,1 млрд принесли металлы и изделия из них:
Импорт из Китая гораздо более диверсифицирован: за 9 месяцев
в Казахстан завозилась продукция по 914 товарным группам
Больше всего –