Российские авиаперевозчики требуют субсидий на покрытие убытков, связанных с высокой стоимостью топлива.
Как пишут «Известия», в первом полугодии стоимость авиабилетов в России выросла на 7%. При этом убытки перевозчиков достигли 52 против 50 млрд руб. за весь 2018. И если правительство не поможет (читай – не даст денег), ситуация может значительно ухудшиться.
По данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), авиакеросин в России за год подорожал на 30%. Это, к слову, резко контрастирует с официальной информацией. Так, по данным ФАС, цены на топливо за год выросли всего на 2,5%-2,8%.
Как бы то ни было, в АЭВТ считают, что авиакомпаниям необходима госпомощь в размере 9 млрд рублей. Это компенсация за высокие цены на топливо.
Еще 23 млрд рублей – в качестве единовременной помощи для частичного покрытия убытков
При этом на компенсации, по мнению Ассоциации, могут рассчитывать не все. Только крупные игроки – 34 ведущих авиаперевозчика.
В случае, если компенсаций не будет, скорее всего перевозчики поднимут цены на билеты. И это, естественно, коснется и казахстанского рынка, поскольку россияне осуществляют полеты между нашими странами.
В Казахстане особых проблем с топливом не ожидается. На заседании правительства 7 октября министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов отметил, что есть проблема «с прозрачностью ценообразования на авиатопливо и обеспечением равного доступа к бесперебойным поставкам». Решить эту проблему власти надеются за счет роста предложения. Причем в ближайшее время.
Министр энергетики Канат Бозумбаев отметил, что доля импортного авиакеросина в потреблении снижается — с 60% в 2018 году до 4% в 2019. После модернизации отечественные НПЗ способны производить до 850 тыс. тонн авиатоплива в год при потребности в 700 тыс. тонн. Да и стоит отечественное топливо дешевле.
— Цены на авиатопливо регулируются рынком на основании спроса и предложения, — отметил Бозумбаев. — При этом на внутреннем рынке Казахстана они соразмерны ценам на керосин российского производства и отражают рыночные реалии».
Также Бозумбаев отметил, что
уровень цен на импортное российское авиатопливо является сдерживающим фактором для роста оптовых цен на отечественный авиакеросин
Однако учитывая высокую зависимость рынка нефтепродуктов от внешних факторов, введение регулирования оптовых цен на авиатопливо нецелесообразно.
В целом казахстанцы стали чаще летать, но рост основных показателей остается на многолетнем уровне.
В январе-августе 2019 года услугами воздушного транспорта воспользовались более 5,6 млн человек (данные Комитета по статистике). По сравнению с аналогичным периодом 2018 года количество пассажиров на авиарейсах увеличилось на 106 тыс. человек. А если сравнивать с 2011 годом, рост более чем вдвое. До рекордных значений вырос и пассажирооборот, который за 8 месяцев превысил 11,3 млрд п/км. Это не могло не сказаться на доходах авиакомпаний – 252,8 млрд тенге, что на 32,3 млрд больше, чем в январе-августе 2018.
Однако если посмотреть на ситуацию с другой стороны, не все так гладко. Год к году количество перевезенных пассажиров увеличилось на 1,9%. Это один из самых низких показателей роста с 2011 года. Лишь в 2016 на фоне скачка курса он был ниже (-0,7%). Тогда как в 2017 году рост числа клиентов авиакомпаний составил 21,6%, годом позже – 12,7%. В период с 2011 по 2015 гг. рос в среднем на 12,8% каждый год.
Рост пассажирооборота оказался еще меньше – 0,3%, это минимум в этом десятилетии (не считая 2016 года). И еще также говорит о том, что казахстанцы стали летать чаще. Однако на меньшие расстояния. Да и рост доходов авиакомпаний, составивший 14,7%, оказался минимальным за 4 последних года. Все это говорит о том, что пассажирские авиаперевозки в Казахстане хоть и развиваются, но нуждаются в дополнительном импульсе.