Ведомство собирается превратить право на вакцинацию в обязанность.
Последние предложения минздрава о поправках в Кодекс о здоровье населения настораживают. Поправки предлагают не пускать непривитых детей в школы, детские сады и штрафовать родителей.
Подчеркнем: эта статья не марш поддержки антипрививочников. Это призыв к благоразумию и тщательной оценке намерений наказывать семьи, которые боятся вакцинировать детей. И отправлять всех на вакцинацию, когда многие школы и детсады не могут обеспечить ни наличие достаточно квалифицированных медсотрудников, ни качественный медосмотр. Особенно в сельской местности.
Для начала приведем слова руководителя добровольного общества «Милосердие» Аружан Саин. Несколько месяцев назад она отвечала на наш вопрос, какой процент детей стали инвалидами из-за прививок:
— Если дети родились раньше срока, были тяжелые роды, есть противопоказания со стороны неонатологов и невропатологов, ничего не стоит отсрочить прививки и сделать их позже, — говорит Саин. — У многих малышей неврологический фон сразу после рождения непонятен, ребенку требуется наблюдение у специалистов, т. к. прививка может негативно повлиять на здоровье.
Так что
вопрос эффективной и безопасной вакцинации требует внимательности со стороны педиатров и родителей
Чтобы, например, больного с диареей или ОРВИ, либо ребенка с неврологической настороженностью не повели на прививку, когда стоит подождать. Ужасно, когда при реально необходимом медотводе родители и врачи идут на неоправданный риск.
Из 1100 детей, которым мы помогали, около 2,7% столкнулись с осложнениями после прививок
Это невысокий процент, но он есть. А этого достаточно, чтобы в обществе распространялось негативное отношение к вакцинации. Теоретически, как предполагают родители, эти
дети могли бы быть здоровы, если бы был более внимательный осмотр и подготовка к прививкам
Например, исчерпывающую информацию о состоянии здоровья ребенка способен дать общий анализ крови. Это эффективно и недорого.
Мы попытались прояснить эти моменты у минздрава.
— Чем аргументирована идея министерства штрафовать родителей непривитых детей или сделать их лечение платным?
— В связи с ростом количества отказов от профилактических прививок законодательно
предполагалось закрепить обязательность профилактической вакцинации детей и определить ответственность родителей за отказ от вакцинации
В этой связи для публичного обсуждения и получения отзывов от населения медицинским сообществом были предложены две нормы. Это наложение штрафных санкций на всех родителей, отказавшихся от вакцинации (за исключением отказа по медпоказаниям). Либо применение штрафных санкций к родителям, чьи дети заболели инфекционным заболеванием, от вакцинации против которого они отказались.
Согласно действующему законодательству, решение будет принято с учетом предложений населения.
В первую очередь эта мера была направлена в отношении уязвимых групп населения, требующих особой защиты. Это люди, которые не могут прививаться в силу состояния здоровья, а также дети, по возрасту находящиеся на стадии вакцинации. В период регистрации вакциноуправляемых инфекций заболевания лиц из числа таких уязвимых групп населения могут привести к осложнениям, вплоть до летального исхода. А также к массовому распространению с вовлечением в эпидемию большого количества людей.
Родители, отказываясь от вакцинации детей, лишают их права на охрану здоровья и подвергают риску заболевания вакциноуправляемыми инфекциями.
— Просим вас привести статистику инвалидизации детей вследствие вакцинации.
— Случаев инвалидизации за последние 10 лет в результате вакцинации в Республике Казахстан не зарегистрировано.
Важно отметить, что на введение любых вакцин организм человека отвечает выработкой иммунитета. Кроме того, после иммунизации развиваются ожидаемые неблагоприятные проявления: кратковременное повышение температуры тела, покраснение и отек в месте введения вакцины, возникающие при введении большинства вакцин.
Большинство реакций протекают легко и проходят самостоятельно в течение нескольких дней.
Тяжелые или продолжительные побочные эффекты встречаются крайне редко. Мониторинг последствий применения вакцин ведётся постоянно
В случаях регистрации неблагоприятных проявлений после иммунизации проводится эпидемиологическое расследование с целью установления причин развития, оценки качества и условий проведения профилактических прививок.
По результатам расследования в случаях выявления нарушений правил проведения профилактических прививок принимается решение о применении дисциплинарных мер воздействия к соответствующим должностным лицам.
За последние 5 лет тяжелых случаев неблагоприятных реакций, связанных с качеством вакцины, не регистрировалось. В целом выявляемые случаи неблагоприятных проявлений в Казахстане не превышают уровней, установленных Всемирной организацией здравоохранения.
— Не считаете ли вы необходимым исключить из функциональных обязанностей школьных медсестер проведение вакцинации детей? Ведь медсестра не врач-педиатр, она не может ставить диагноз или провести обследование ребенка по анализам, забор которых в школе не производится.
— Согласно пункту 13 Приказа №361, перед проведением профилактической прививки врач общей практики или педиатр проводит медосмотр прививаемого лица. При отсутствии противопоказаний к иммунизации оформляет допуск к проведению прививки в медицинском документе прививаемого. То есть медсестра не проводит осмотр и не оформляет допуск к проведению прививок.
Поэтому при планировании проведения прививок в школе для осмотра и оформления допуска детей в прививочный кабинет направляется врач
В функциональную обязанность медсестры входит проведение самой прививки (например, инъекции) по назначению врача.
Кроме того, согласно пункту 5 Приказа № 361, к проведению вакцинации допускается медсестра, имеющая разрешение к проведению профилактических прививок. Ежегодно сотрудниками органов контроля качества и безопасности товаров и услуг проводится переаттестация всех врачей и медсестер, входящих в состав прививочной бригады.
— Минздрав предлагает запретить непривитым детям посещение государственных дошкольных и школьных образовательных учреждений. Как министерство собирается решить противоречие этого новшества с нормой Конституции РК, гарантирующей бесплатное среднее образование всем гражданам страны?
— Изменения в кодекс предполагают, что для защиты уязвимых групп детей их доступ в дошкольные учреждения без прививок будет недоступен. Этот вопрос находится на стадии обсуждения.
Дело в том, что дети до посещения организованных коллективов (детский сад, школа) контактируют с ограниченным количеством людей в семье, которые, как правило, привиты, и это дает им возможность не заболеть.
Но попадая в коллектив, непривитые дети не защищены в случае появления в группе даже одного больного. Конечно, привитый ребенок также имеет риск заболеть, но заболевание будет протекать гораздо легче.
Вместе с тем, в случае принятия предлагаемых в кодекс изменений, отсутствие вакцинации не будет причиной отказа при приеме в школу.
— Планирует ли минздрав реформировать систему инфекционных медучреждений, где пациентов, поступающих, условно, с ОРВИ, заражают тяжелыми инфекциями из-за отсутствия стерильных боксов? Почему пациенты с разными инфекциями не изолированы друг от друга и лечатся в одном помещении?
— В рамках перехода к системе обязательного социального медицинского страхования (ОСМС), а также в соответствии с госпрограммой развития здравоохранения РК «Денсаулық» на 2016-2019 годы, предусмотрено проведение оптимизации государственной инфраструктуры здравоохранения путем горизонтальной и вертикальной интеграции и слияния медицинских организаций.
Одним из направлений является реструктуризация больничного сектора. В частности, переход от моно- к многопрофильности и укрупнению больничных организаций.
Целесообразность и обоснованность этих мер были проанализированы и подтверждены в ходе разработки госпрограммы
Это также является одним из основных рекомендаций экспертов ОЭСР согласно «Отчету по обзору системы здравоохранения Казахстана» (ноябрь 2017 г.): «…монопрофильные больницы не воспринимаются как хорошо приспособленные для реагирования на время болезней в современных системах здравоохранения или как наиболее эффективный и рентабельный способ развертывания технологий. Однако они по-прежнему составляют 40% всех койко-мест в Казахстане»; «…такое дробление в основном является наследием бывшей советской системы»; «…необходимо ускорить консолидацию все еще раздробленного больничного сектора».
Планируемые изменения сети обусловлены рядом объективных причин. Они направлены на повышение качества и доступности медуслуг, оказываемых в рамках гарантированного объема бесплатной медпомощи и далее в системе ОСМС, а также конкурентоспособности сектора здравоохранения Казахстана.
— Почему из частных центров вакцинации исчезли необходимые по графику вакцинирования вакцины? На каком основании граждан РК лишили права прививаться по их выбору с гарантией качества? Например, в платных центрах уже давно отсутствуют вакцины от полиомиелита. В некоторых регионах в частных центрах нет ни АКДС, ни гепатита В.
— Министерство здравоохранения не может регулировать вопросы завоза и реализации вакцин (виды прививок, количество завозимой вакцины, цена) через частные центры вакцинации.
Вместе с тем, в соответствии с приказом минздрава от 13 июня 2018 года №361, в прививочных кабинетах медицинских организаций независимо от форм собственности, то есть и в частных прививочных кабинетах, допускается вакцинация лиц, не входящих в группу населения, подлежащих плановым прививкам.
— Какое количество зараженных гепатитом С зарегистрировано в РК по состоянию на сентябрь 2019 года? Как это количество увеличилось за последние 10 лет? Выявляет ли министерство источники заражения?
— В динамике за 10 лет заболеваемость острым вирусным гепатитом С в республике по итогам 2018 года снизилась в 1,9 раза (2009 — 132 случая, показатель на 100 тыс. населения – 0,83; 2018 – 79 случаев, показатель – 0,44).
За 8 месяцев 2019 года в республике зарегистрировано 37 случаев острого вирусного гепатита С
Показатель заболеваемости на 100 тыс. населения — 0,20 (за 8 мес. 2018 – 48 случаев, снижение заболеваемости на 11 случаев (24%).
Среди детей до 14 лет зарегистрировано 13 случаев острого вирусного гепатита С, показатель — 0,25 (8 месяцев 2018 – 20 случаев, снижение на 8 случаев). Среди детей острый вирусный гепатит С зарегистрирован в Нур-Султане – 7 случаев, в Алматы – 3, в Акмолинской, Карагандинской, Восточно-Казахстанской – по 1.
Ведущую роль в передаче заболеваемости занимает парентеральный путь передачи – 41,3% (оперативное вмешательство), проведение обрядов — 3,4%, применение инъекционных наркотиков — 3,4%, вертикальный путь передачи — 3,4%, половой путь — 21%, неустановленные пути передачи –27,5%.
Ответы минздрава могут показаться исчерпывающими самим чиновникам, но не нам. Большое количество противоречий и случаев, указывающих на очевидные проблемы в системе здравоохранения, не позволяют принять предоставленные минздравом сведения как истину в последней инстанции. Редакция 365info будет и далее привлекать экспертов к освещению проблемы массовых прививок и качества их проведения.