Можно ли назвать сегодняшний Алматы культурным центром Казахстана? Куда с городских улиц исчезли работы известного скульптора? Почему сейчас власти города отдают предпочтение новомодным арт-направлениям? На эти и другие вопросы отвечает главный эксперт городского архива Олег Белоносов.
— Олег Рюрикович, давайте остановимся на малых архитектурных и скульптурных городских формах. Их можно считать лицом города, поскольку часто именно они часто попадают в кадр и остаются в истории. Насколько я понял, вы противник скульптурных форм и инсталляций, которые сегодня заполнили Алматы. Почему?
— Я не люблю ширпотреб. Когда по всему городу расставляют какие-то инсталляции, которые не раскрывают наше национальное самосознание, не показывают нашу историю и национальные достижения, мне становится обидно. А ведь нам есть что показать. У нас есть и хорошие художники, и талантливые скульпторы.
— Например, Шорохов? В архиве хранится его личный фонд?
— Да. Павел Иванович Шорохов – это наш скульптор, коренной алматинец, лауреат многих международных конкурсов. Его работы видели многие все города постсоветского пространства. Знакомы с его творчеством в Японии, Англии, Германии и других странах.
— То есть у нас есть чем гордиться…
— Естественно. И подтверждением тому служат интереснейшие архивные документы, в том числе и макеты скульптур, сделанные Шороховым. Они очень тонко и точно демонстрируют национальные черты нашей страны и наших людей.
В Алматы было очень много скульптур Павла Шорохова. Хотел бы остановиться на хорошо знакомых алматинцам фонтанах «Лотос» и «Фламинго». Однако эти две красивейшие работы, установленные на улице Жибек Жолы (алматинский Арбат), исчезли. Горожане неприятно удивлены и теряются в догадках, куда они делись. Шорохов, к которому я обратился, сказал, что о судьбе «Лотоса» не знает, а «Фламинго» ему вернули. Он хочет где-нибудь разместить свое творение, но пока не получается.
— А кто этим всем командует? В советское время, когда он создал это произведение, его купил городской совет.
— Скульптор и городской совет имеют право распоряжаться ими. Но что его работы уберут, не поставив автора в известность, и увезут в неизвестном направлении, об этом Шорохову никто не сказал.
— Как вы считаете, где должно находиться министерство культуры – в культурном центре страны или в столице?
— У нас есть управление культуры при городском акимате, оно тоже занимается развитием культуры. Наверное, какие-то функции — поддерживание порядка, каких-то правовых отношений — есть и у этой городской структуры.
— Лично я считаю, что министерству культуры пора придать более высокий статус — руководящего правительственного звена. Ведь именно с культурным слоем связаны напрямую и политика, и идеология страны…
— Хотел бы немного вернуться в прошлое, так как я занимаюсь историей, в том числе историей города. В свое время в сельхозинституте мне посчастливилось учиться в те годы, когда его возглавлял ректор Арыстанбеков. Он говорил, что в студентах нужно воспитывать культурное начало, чтобы потом, приехав в отдаленные села и колхозы, они делились своими знаниями. Те лекции по культуре я помню до сих пор. У нас были очень интересные преподаватели, они водили нас в музеи, библиотеки, архивы. То есть показали, на чем мы должны воспитывать молодежь.
— Спасибо большое. А еще мы хотим попросить, чтобы значимые люди нашего города создавали в архиве свои личные фонды. Это надо делать для того, чтобы по прошествии времени мы могли обратиться к их историческому наследию, памяти, запечатленной в документах, и рассказать потомкам, как шло становление независимого Казахстана.