Регулятор не стал повышать базовую ставку, оставив ее на уровне 9,25%. Риски разгона инфляции снизились, а других поводов для ужесточения денежно-кредитной политики не появилось.
В последний раз Нацбанк повысил базовую ставку в сентябре с 9% до 9,25%. Регулятор объяснил это растущей инфляцией. За месяц она несколько спала. Так, в годовом выражении рост цен снизился с 5,5% до 5,3%. Собственно снижение темпов инфляции и стало основным мотивом для сохранения базовой ставки.
«Динамика фактической годовой инфляции, которая в сентябре составила 5,3%, формируется в соответствии с оценками Национального Банка, сделанными по итогам предыдущего прогноза. Инфляционные ожидания населения складываются близко к уровню фактической инфляции.
На конец 2019 года инфляция ожидается на уровне 5,7-5,8%, то есть внутри целевого коридора 4-6%. До конца 2020 года она сохранится внутри целевого коридора 4-6%, несмотря на наличие инфляционных рисков, связанных с динамикой цен на регулируемые услуги и отдельные виды продовольственных товаров», — говорится в сообщении регулятора.
На замедление инфляции повлияло отсутствие сезонного ускорения роста цен на одежду, обувь и дизельное топливо. Цены на бензин и твердое топливо продолжили снижаться (за год – на 4,8% и 3,5% соответственно). Регулируемые услуги за последние 12 месяцев стали ниже на 8,2%. Не изменились и инфляционные ожидания. По мнению экспертов, цены в ближайший год вырастут на 5,4%. Доля тех, кто считает, что рост будет более быстрым, снизилась с 59% до 54%. Позитивную картину несколько портят тенденции мирового рынка продовольствия.
«Рост цен на продтовары ускорился в сентябре 2019 года до 9,1%. Это во многом объясняется повышением внутренних цен вслед за ценами на мировых рынках. Это произошло на фоне роста потребления мяса и зерновых культур. Мясо и мясопродукты в годовом выражении стали дороже на 13,5%, хлебобулочные изделия и крупы – на 12,7%», — отмечает регулятор.
По прогнозам Нацбанка, инфляция по итогам года окажется на уровне 5,7%-5,8%. В течение 2020 темпы будут замедляться, рост цен будет находиться в середине целевого коридора в 4-6%%. При этом еще в сентябре регулятор говорил о том, что в первом квартале 2020 года инфляция может превысить 6%.
Впрочем, есть и риски: например, ожидаемое повышение тарифов на отдельные виды регулируемых услуг. То есть то, что сейчас помогает удержать инфляцию в нужном диапазоне.
В очередной раз в Нацбанке напомнили и о том, что денег у населения становится больше. А это также оказывает давление на цены. Рост реальных денежных доходов населения в январе-августе 2019 года составил 6,7%. Это произошло за счет бюджетных расходов на соцподдержку, зарплату и расширение потребительского кредитования (+22,6% за год по итогам сентября).
«Продолжился рост деловой активности. В январе-сентябре текущего года краткосрочный экономический индикатор увеличился на 4,7%: на фоне роста в строительстве — на 13,5%, торговле – на 7,6%, транспорте – на 5,5%, обрабатывающей и горнодобывающей промышленностях – на 3,5% и 3,1%, соответственно. Расширение инвестиций за январь-сентябрь 2019 составило 9,7%», — отмечают в Нацбанке.
Внешний фон практически не меняется. Умеренная динамика цен на нефть сохранилась. Так, с начала 2019 года средний уровень цен формируется на уровне 64 долларов за баррель. Риски со стороны мировых продовольственных рынков остаются сбалансированными.
Значение индекса продовольственных цен ФАО в сентябре составило 170 пунктов, оставаясь практически неизменным по сравнению с августом. Снижение цен на сахар было полностью компенсировано продолжающимся удорожанием растительного масла и мяса.
За последние недели базовая ставка была снижена:
Кроме того, снижение ставки произошло в еврозоне, США, Бразилии, Австралии, Китае, Филиппинах, Мексике… 25 октября аналогичное решение принял и российский центробанк: тут ставка была снижена с 7% до 6,5%.
«На краткосрочном горизонте дезинфляционные риски преобладают над проинфляционными. В этих условиях Банк России снизил прогноз годовой инфляции по итогам 2019 года с 4,0–4,5% до 3,2–3,7%. С учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция составит 3,5–4,0% по итогам 2020 года и останется вблизи 4% в дальнейшем», — объяснили в российском центробанке.
Аналогичные мотивы – низкая инфляция и недостаточный экономический рост – ведут к смягчению денежно-кредитных условий и в других странах. В Казахстане же на данный момент складывается иная картина — цены падают, зато ВВП растет. По итогам первого полугодия – на 4,1%.