Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Какие потусторонние силы чтут казахи — традиция Айналмақ

4343
фото: fotolia.com

У казахов немало традиций, связанных с верой в потусторонние силы. Например,  «мойынға бұршақ салу» (вешать на шею растение из зерновых), «аттамақ» (переступить через больного) и другие. Был у казахов и свой бог — Тәңір — всемогущий создатель и хозяин Вселенной. К которому, естественно, обращались за помощью в сложных жизненных ситуациях. О древнем веровании своего народа Чокан Валиханов написал статью «Тенкри» (Бог). В ней упоминается и такая традиция, как Айналмақ.

«Есть круговая жертва айналмақ. Пойманной птицей три раза обводят вокруг головы больного и затем отпускают. Так пытаются помочь ему преодолеть недуг. Считается, что таким образом птица забирает и уносит все несчастья и болезни.

Тот, кто делает так же, принимает на себя болезнь и несчастья, принося себя в жертву ради дорогого человека. 

Для выражения любви казахи произносят «айналайын» (обойду вокруг). Мать с нежностью говорит любимому сыну: «Айналайын қарагым, шырагым» (Обойду вокруг, зрачок, свет мой).

Истоки традиции

Традиция Айналмақ — это, по сути, прямое обращение к Небу. По верованию казахов, местонахождение Тәңір находится очень высоко. Корень слова «айналайын» «Ай» (луна), и у него очень широкое значение: «удивительное, высокое, дарящее свет, указывающее путь во тьме, яркое, красивое, доброе, сильное, исцеляющее…»

До сих пор самым любимым обращением старших к младшим по возрасту у казахов является именно слово «айналайын»в которое вложен смысл «ты мне очень дорог».

Один из самых известных стихов великого казахского поэта Олжаса Сулейменова так и называется «Айналайын». Приведем отрывок.

Кочую по черно-белому свету,

Мне дом двухэтажный построить советуют,

А я, как удастся какая оказия,

Мотаюсь по Африкам, Франциям, Азиям.

В НьюЙорке с дастанами выступаю,

в Алеппе арабам глаза открываю.

Вернусь, и в кармане опять ни копья;

Последний ордынец  к последнему морю!

На карту проливы, саванны и горы!

…Кружись, айналайын, Земля моя!

Как никто, я сегодня тебя понимаю,

Все болезни твои на себя принимаю

И кочую, кружусь по дорогам твоим…»

(Смысловой перевод автора)

Традиция и современность

 Традиция Айналмақ не исчезла и в 20 веке. Об этом можно узнать из книги «Рейхстагқа ту тікккен батыр. Естеліктер» (Герой, водрузивший знамя победы на Рейхстаг. Воспоминания).

Олжабай Темирханов написал о Рахимжане Кошкарбаеве — Халык Кахарманы Республики Казахстан, герое Великой Отечественной войны, водрузившим знамя победы на Рейхстаг.

«Во время разговора со снохой своего друга я попросил ее рассказать о Рахимжане.

Он был один у родителей. Хорошо, вернулся с войны невредимым. К сожалению, его родители не увидели, каким он стал. После войны он жил у сестры матери. Тогда он был еще не женат. Однажды услышав, что Рахимжан заболел, я пошла его проведать. Может вам покажется неправдой, но для меня это истина. Когда я вошла в комнату, увидела, что тетя Рахимжана кружилась вокруг него с двумя маленькими сыновьями на руках. В слезах она причитала в голос, обращаясь к Богу: «Возьми меня, возьми меня, только не тронь моего Рахимжана!». Я растрогалась, увидев такое, не сдержалась и заплакала.

Закончив свой рассказ, женщина промокнула платком подступившую слезу».

(Перевод автора статьи)

Помогла ли именно эта традиция, неизвестно, но вскоре Рахимжан Кошкарбаев выздоровел.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter