В Евразийской экономической комиссии рассказали, с какими странами ведутся переговоры о создании зон свободной торговли.
Одним из итогов саммита лидеров государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС), проходящего 1 октября в Ереване, станет подписание первой части пакета соглашений, формирующих всеобъемлющую зону свободной торговли (ЗСТ) между странами ЕАЭС и Сингапуром. Об этом накануне мероприятия заявила министр торгового блока Вероника Никишина.
По ее словам, договоренности ЕАЭС и Сингапура о свободной торговле включают в себя пакет из семи договоров. Первый будет заключен с Сингапуром от имени всего ЕАЭС и коснется исключительно торговли товарами. Дополнительно будет заключено еще пять двусторонних соглашений каждой из стран ЕАЭС о торговле услугами и режиме инвестиций. Седьмое рамочное соглашение объединяет весь этот набор соглашений в единый пакет.
Разговоры о создании Зоны свободной торговли (ЗСТ) между странами ЕАЭС и Сингапуром ведутся уже не первый год. Сначала предполагалось, что соглашение будет подписано в 2017 году. Позже сроки переносились, но безрезультатно. Теперь
разговор идет о подписании основного документа, регулирующего торговые отношения между сторонами, в IV квартале 2019 года
Пока ЕАЭС в целом договаривается, товарооборот между Казахстаном и Сингапуром достиг рекордных значений. По итогам 2018 года объем сделок превысил 520 млн долларов. Практически весь товарооборот сошелся на экспорте казахстанской нефти. В 2019 году продажи «черного золота» упали на две трети (по итогам 7 месяцев). Но даже несмотря на это, объем торговли между странами по итогам января-июля 2019 оказался выше, чем за весь 2017 год.
Еще одним потенциальным партнером ЕАЭС является Египет. Подписание договора о ЗСТ может состояться в следующем году. По крайней мере, пока стороны активно к этому идут.
«За текущий год мы провели два полноценных раунда, до конца года состоится еще один. Мы движемся хорошими темпами и готовимся к серьезному прорыву. Египетские коллеги тоже очень настроены на конструктивную работу», — утверждает Никишина.
У Казахстана, как и в случае с Сингапуром, торговля растет безо всяких зон. По итогам 2018 года объем сделок составил 84 млн долларов – лучший результат за 6 лет. В этом году торговля может быть еще выше:
по итогам 7 месяцев товарооборот уже составил 63,2 млн долларов
Причем Казахстан выступает в роли нетто-импортера. Объем продаж отечественной продукции в Египет традиционно небольшой: за последние 6 лет он лишь однажды оказался выше 17 млн долларов. В январе-июле 2019 года зарубежные продажи едва превысили 10 млн долларов, причем более 80% этих средств пришлось на серу.
Зато импорт растет. Сейчас его основу составляют три вида продукции:
Сильными сторонами египетского экспорта также являются текстиль, хлопок и продукция агрокомплекса. Однако в Казахстане они пока не востребованы.
В 2020 году страны ЕАЭС планируют также активизировать переговоры с Индией. Но судя по всему, ждать скорого заключения договора не стоит. Сами переговоры начались еще в 2017 году. На предстоящий 2020 год запланировано лишь несколько раундов без каких-либо конкретных ожиданий. Ранее говорилось, что особое внимание уделяется торговле сельхозпродукцией — зерновыми культурами, растительными маслами, овощами и напитками.
Между Казахстаном и Индией основу составляют другие товары. В 2019, впервые с 2014 года, объем экспорта может превысить 1 млрд долларов. За 7 месяцев в Индию уже продано товаров на 721,6 млн. Причем 635,9 млн из них приходится на нефть, продажи которой за год выросли в 2,1 раз. Кроме того,
Индия является одним из крупнейших покупателей казахстанского серебра
За 7 месяцев экспорт составил 38,5 млн долларов.
Импорт из Индии в Казахстан традиционно разнообразен. Только в январе-июле в РК завезли товаров по 485 номенклатурам. Главные из них – лекарства ($39,4 млн), сотовые телефоны ($33,6 млн) и чай ($20 млн). В перспективе в Казахстане появится спрос на индийское программное обеспечение и продукцию машиностроения.
17 мая 2018 года в Казахстане, в рамках ежегодного экономического форума, подписали временное (сроком на три года) соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли с Ираном. Однако, судя по словам Вероники Никишиной, в силу оно вступит только в конце октября 2019 года.
«Речь идет в основном о сельхозпродукции, а также о различных видах товаров, используемых в строительной отрасли», — отметила министр.
Если предварительные договоренности велись на фоне возможного введения санкций на Иран со стороны США, то вступление соглашения в силу происходит на фоне их ужесточения.
«Конечно, у нас не может не вызывать тревоги политическая ситуация вокруг Ирана. И мы бы очень не хотели, чтобы это каким-то негативным образом повлияло на торговлю наших стран», — заметила Никишина.
Как бы то ни было, торговля Казахстана и Ирана сейчас переживает не лучшие времена. Как раз из-за угрозы вторичных санкций прекратились поставки плоского проката. А это один из главных экспортных товаров (в январе-июле 2018 – 73,2 млн).
Снизилась и продажа пшеницы. Впрочем, это было перекрыто увеличением сделок по ячменю (+22,2% — до $146,9 млн). Что касается импорта, тут объемы традиционно невелики. За 7 месяцев в РК привезли товаров на 46,9 млн долларов. Главные статьи – цемент ($8,8 млн), финики, инжир и прочее ($8,7 млн).