«В век глобализации мы изучаем языки, осваиваем новые технологии… Казалось бы должны совершенствоваться, но вместо этого становимся менее разумными и жестокими».
Так рассуждает Алмахан Мухаметкаликызы. Она возмущена современными методами оплакивания умершего и утверждает, что мы забываем казахскую исконную традицию поминальной песни-посвящения. Об этом она написала на портале Abai.kz.
«Мы дошли до того, что сообщаем о смерти близкого по телефону, и слова соболезнования передаем по телефону или высылаем по WhatsApp.
Если и дальше так пойдет, придет тот день, когда будем онлайн присутствовать на джаназе»,
— пишет Мухаметкаликызы.
По ее словам, раньше старшие воспринимали смерть как самое большое испытание и жестко осуждали тех, кто не пел поминальную песню на похоронах. Через нее человек выражал свою боль потери и любовь к ушедшему. Это традиция была частью казахского искусства.
«Сейчас же люди, потерявшие близких, сидят и тихо ноют, как женщины, получившие пощечину от мужа. Ни слова, ни звука. Особенно это бросается в глаза, когда выражают соболезнование близким умершего знаменитого человека. Потомки и жена усопшего тихо глотают свою боль и слезы, не оплакивая покойника в стихах или песнях. И это очень прискорбно», — пишет она.
Алмахан Мухаметкаликызы также возмущает, что сегодня существует некий негласный «успокоительный закон» — вроде «Это промысел божий. Нельзя противостоять Богу, сильно оплакивая умершего». В этой связи она приводит пример из истории.
«Вспомним, как Джучи хану сообщили о смерти сына с помощью домбры? Когда умер батыр Ер Тунга, его смерть оплакивал весь казахский народ, да так, что поминальная песня передавалась из поколения в поколение и в ХІ веке была записана Махмутом Кашкари. А поминальные песни Жамбыла Жабаева «Алгадай», Кенена Азирбаева «Базар-Назар» стали частью казахской литературы и культуры», — написала Алмахан Мухаметкаликызы.
«Мы дошли до того, что начали нанимать специальных людей, которые смогли бы исполнять поминальные песни за деньги,
что вовсе ужасает», пишет она.
К подобным рассуждениям автора подтолкнула и личная трагедия — недавно Алмахан потеряла мать.
«Слава Богу, многие мои знакомые приезжали и выражали соболезнования. Даже приходили на работу. В этот период слова поддержки очень важны.
Однако я все же была расстроена, когда
некоторые примерные люди и высокопоставленные начальники отправляли слова соболезнования по WhatsApp
Неужели так происходит обнищание человеческого духа?» — задается она вопросом.
Также Алмахан Мухаметкаликызы вспомнила, как о кончине близкого сообщалось раньше и как происходил процесс оплакивания.
«Сначала в дом умершего приходили аксакалы аула. Они звали старшего из семьи и, тщательно подбирая слова, доносили плохую весть. Далее по казахским традициям ушедшего оплакивали со дня смерти и до годовщины, исполняя поминальную песню. Родственники, услышав о горе, заходили в траурный дом со словами «Ой, бауырым» (брат мой, сестренка моя). Родные пели поминальную песню, и она затрагивала все частички души. И даже мужчины до семи дней стояли, опираясь на палку», — написала она.
«Что же происходит сейчас с независимыми казахами? И смерть, и другое передают прямо в лицо, как это делается на Западе. Сейчас стали уже бояться неурочного телефонного звонка…»