Компьютеры и различные электронные гаджеты – мы уже привыкли, что это все-таки зло для детского зрения. Вред от гаджетов, считают обыватели, для детей очевиден и бесспорен. Так ли это на самом деле?
23 октября знаменитый педиатр посетил Алматы и провел бесплатную лекцию для всех желающих. Говорил Евгений Комаровский об отношении детей и смартфонов, планшетов, компьютеров… И резюмировал: в проблемных отношениях с этими приборами техника ни при чем — виноваты родители.
Комаровский не отрицает существования негативного воздействия. Это признано не только российским медиком. То же самое утверждали и академии с обществом педиатрии США и Канады несколько лет назад. Почитайте исследования Kaiser Foundation 2010, Active Healthy Kids Canada 2012. Однако гораздо больше российских специалистов беспокоят обстоятельства, на первый взгляд не связанные с излучением от монитора.
– У нас есть странная привычка всё красить в два цвета – белый и черный. Любое самое передовое достижение науки и техники может быть вредным. Вредным, и я это подчеркиваю, при неправильном применении.
Если мы поставим некий барьер между ребенком и гаджетом, запретный плод станет еще слаще
– Давайте же понимать, что в 21 веке количество гаджетов меньше не станет. Нужно всего лишь обращать внимание на ряд аспектов. Это качество устройства. Это время, которое ребенок проводит с устройством.
И самое главное, что делает ребенок после того, как отложил планшет
Если вы выстроили модель жизни таким образом, что гаджет откладывается для того, чтобы включить телевизор, проблему это не снимает.
Но больше всего Доктор Комаровский обеспокоен не вредом электронных книг. Его волнует отсутствие внимания к ребенку его собственных родителей.
– Папы и мамы с восторгом принимают тот факт, что ребенок от них отцепился и теперь занят электронной книгой.
Для меня любой аэропорт – это свинка Пеппа
Когда дети приходят ко мне на прием, они начинают разговаривать голосом свинки Пеппы. Почему? Да потому что до посадки в самолет родители включили им этот мультфильм. Папа с мамой не хотели, чтобы ребенок путался под ногами или потерялся.
Я в жизни не знал этой свинки Пеппы, а теперь знаю все ее интонации! Кто в этом виноват? Смартфоны? Вы прекрасно понимаете свою выгоду от гаджета в руках ребенка, и вам это нравится. Любая мама знает, что как только она идет в туалет, ребенок тут же начинает орать. Что делать? Правильно, дать ему планшет и идти на горшок. Поговорить спокойно с папой, чтобы ребенок не мешал? Смартфон. Куда-то пойти вместе, а ребенок не путался под ногами? Планшет.
А потом
мы пытаемся сделать гаджеты заложниками нашего неумения общаться с детьми,
– резюмировал Евгений Комаровский.
Такова жизнь. Доктор Комаровский убежден, что время, проводимое с электронными устройствами, день за днем будет увеличиваться. Нужно лишь научить строго его регламентировать.
К примеру, поделился педиатр, есть замечательное «правило трех 20-к» – через каждые 20 минут, которые человек проводит у монитора, 20 секунд смотреть на предмет в 20 метрах от вас. В школе за этим может следить дежурный по классу.
Кстати, заметил специалист, собственно на ухудшение зрения гаджеты не влияют.
– Помните защитные экраны, которые когда-то висели перед монитором? (поднялся лес рук). Мы это прекрасно пережили и шагнули в новое поколение развития науки и техники. На качество зрения влияют такие факторы, как наследственность, генетика, а также
доступность дневного света
Для того чтобы зрение ребенка развивалось нормально, ему надо больше гулять на улице и контактировать напрямую с солнечными лучами. Вы, казахстанцы, живете не за Полярным кругом, и солнца у вас, мягко говоря, очень много. Проводите с ребенком больше времени на воздухе. И помните:
ни один смартфон не заменит Ботанического сада
Или просто сада.
Доктор Комаровский привел в пример ряд европейских стран. В техническом плане они несколько опережают Казахстан. А потому не только зарубежные мамы и папы, но и педагоги озаботились, чтобы умными устройствами пользовались с умом.
– Допустим, везут детей на экскурсию в зоологический сад. И видят там, скажем, мексиканского тушканчика. Учитель предлагает детям сравнить его с аналогом из других стран. Сделать это можно в интерактивном учебнике по ссылке. Кстати, для того чтобы получить различные сведения, ребенку не потребуется таскать за плечами неподъемный рюкзак с книгами.
Чтобы решить вопрос с тяжестями, предлагаю использовать два комплекта учебников – в школе и дома
Или, в примеру, взять музеи. Если вы бывали в музеях Европы, наверняка обращали внимание на толпы школьников. Сплошные экскурсии! Детям просто некогда бессмысленно таращиться в планшеты.
Государство позаботилось, чтобы они гораздо интереснее проводили время