Отечественный бизнес испытывает проблемы на рынках ЕАЭС — российские партнеры ставят всевозможные барьеры для продвижения казахстанской продукции. Под угрозой оказался экспорт угля, молочных и алкогольных продуктов.
По словам зампреда НПП «Атамекен» Евгения Больгерта, из стран Евразийского союза Казахстан экспортирует в разы меньше, чем импортирует. Это лишний раз подтверждает открытость казахстанского рынка для товаров из государств ЕАЭС.
«Отсутствие значительного роста экспорта казахстанской переработанной продукции в ЕАЭС наглядно демонстрирует наличие барьеров во взаимной торговле.
Согласно проведенному анализу,
с 2015 года сохраняется ряд «шлагбаумов», сдерживающих наращивание поставок казахстанских товаров в страны союза»,
— сказал Больгерт на экспертном заседании.
К таким барьерам, по его словам, можно отнести ограничение доступа в торговые сети России, минимальный уровень контрольных цен на импортные товары в Кыргызстане и т. д.
Евгений Больгерт предложил создать группу по оперативному реагированию. Специалисты могли бы отслеживать «запреты», возникающие внутри единого пространства.
От односторонних ограничений страдают не только субъекты МСБ. С проблемами столкнулся и крупный бизнес. К примеру, металлургический гигант «АрселорМиттал Темиртау» не может отправлять свои «товары» на Украину. Кроме того, возникли трудности и у экспортеров казахстанского угля.
Министр блока по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Серик Жумангарин признается, что возникла довольно странная ситуация. Однако у «противоположной стороны» есть свои аргументы.
«По моим данным, на сегодняшний день подобная схема была обговорена на уровне правительства. Если не ошибаюсь, на межправкомиссии.
Все это связано с санкционным давлением
Поэтому идет квотирование поставок транзита угля через территорию Российской Федерации на Украину.
Я разговаривал с российскими коллегами, у них тоже есть свои аргументы. Они говорят, что даже эти квоты на сегодняшний день не выполняются, но это уже отдельный разговор. Здесь необходимо определиться с той политикой, которая будет по транзиту», — сказал Серик Жумангарин.
В Нацпалате уверены, что ограничения РФ не должны распространяться на товары, произведенные в Казахстане и экспортируемые на территорию третьих стран.
Кстати, весь груз, ввозимый в РК через Россию, подвергается неоднократным таможенным досмотрам как при въезде, так и при выезде.
Это негативно сказывается на конечной стоимости грузовых перевозок. Цены растут и останавливаться не собираются
Производители молочной продукции рискует потерять соседний рынок навсегда. Усложнена процедура вывоза готовых продуктов из Казахстана в российские регионы. По идее, информация о грузе должна оперативно передаваться между уполномоченными госорганами.
По факту, казахстанские предприниматели стоят на пунктах пропуска по нескольку суток
Они ожидают уведомления о прохождении подконтрольного груза. Соседи должны поставить «галочку» в информационную систему «Меркурий». Только тогда казахстанцы получают ветеринарный сертификат российского образца.
Без подобного документа продукцию не пропустят, либо пустят под «ножи» бульдозера
По словам исполнительного директора Молочного союза РК Владимира Кожевникова, причина приграничных простоев заключается в сложной системе передачи данных.
«У нас скоропортящийся продукт со сроком годности от трех до семи дней. Предприниматели простаивают на постах шесть часов и теряют время.
К примеру, ТОО «ДЕП» из Костанайской области осуществляет экспорт молочной продукции на территорию РФ. Для этого необходимо оформить «ветеринарный сертификат формы № 4». Затем нужно пройти несколько постов.
Но при пересечении границы ветеринарный инспектор Россельхознадзора не видит в системе электронного уведомления о прохождении подконтрольного груза компании», — рассказывает Кожевников.
Если пересечение границы выпадает на выходной день, получить уведомление невозможно. Еще одна проблема, к которой привело отсутствие интеграции систем – данные о товаре. Зачастую молочная продукция отправляется вместе с кондитерской. Поэтому ветеринары вводят данные в базу вручную.
Это отнимает не только время, но и «нервы» отечественных перевозчиков и российских специалистов
Предприниматели предлагали пограничникам привозить всю информацию на электронных носителях, однако соседи отказываются, ссылаясь на внутренние инструкции.
Глава«Атамекена» Аблай Мырзахметов удивлен отсутствию интеграции между «системами».
«Много вопросов возникает по погранслужбам, сертификатам, базам данных. Мы соберем все предложения бизнесменов и передадим их первому заместителю премьер-министра РК Алихану Смаилову.
Что касается информации, к сожалению, есть международное соглашение. Но мы видим, что наши предприниматели мучаются
Нужно попробовать решить проблему, чтобы данные привозили в электронном варианте», — отметил Мырзахметов.
Противоречивая ситуация сложилась по использованию контейнеров в грузоперевозках в рамках ЕАЭС. Существующее положение усложняет деятельность как самого перевозчика, так и остальных участников внешнеэкономической деятельности.
Казахстанские железнодорожники вынуждены вводить дополнительный учет и контроль за контейнерами
Подобные действия необходимы, чтобы не нарушить международные договоры.
Затрудняет экспорт казахстанской алкоголя на территорию партнера по Евразийскому союзу и еще одно ограничение. Россияне внедрили обеспечительный платеж на литр алкогольной продукции с ежегодной индексацией.
Эта сумма в 3,5 раза превышает стоимость ввозимой продукции
Не каждая фирма может внести соответствующую сумму, что усложняет выход отечественных компаний на рынок РФ.