Эксперты проанализировали активность российских губернаторов в социальных сетях.
Сайт российского холдинга РБК опубликовал результаты анализа Instagram-аккаунтов губернаторов, проведенного Центром политической конъюнктуры (ЦПК).
Оказалось, что
средний процент ботов среди подписчиков губернаторов составляет 30,4%
ТОП-5 ботоводов выглядит следующим образом:
В целом процент ботов от 30 и выше зафиксирован у 33 из 68 политических персон.
По мнению экспертов,
самый «чистый» аккаунт принадлежит губернатору Чукотского автономного округа Роману Копину
Ботами являютсявсего 13% его аудитории. Но и подписчиков у него относительно немного — около 2 тысяч.
При этом эксперты отмечают, что явной зависимости между процентом фейков и числом подписчиков не наблюдается. Но
наиболее «чистые» аккаунты встречаются в сегменте до 20 тыс. подписчиков
РБК пишет, что направил запросы в пресс-службы глав регионов, попавших по доле ботов в первую десятку рейтинга. Так, в управлении пресс-службы губернатора Подмосковья ответили, что этим расчетам не стоит доверять. Мол, программа IG Audit, которая применялась при анализе аккаунтов, является бесплатной. Именно поэтому нет гарантии в ее корректной работе.
«Актуальное количество подписчиков аккаунта Андрея Воробьева в Instagram является результатом органического роста», — уверили в пресс-службе.
В управлении добавили, что за историю существования аккаунта губернатора были проведены три рекламные кампании общей стоимостью 3 тыс. руб. по продвижению постов среди подмосковной аудитории. А единственный надежный способ привлечения подписчиков — «публикация качественного контента, интересного жителям области».
Однако эксперты, опрошенные РБК, сочли, что данные ЦПК реалистичны.
«Сервис, с помощью которого анализировались аккаунты, обладает допустимой погрешностью, а приведенные данные сопоставимы с реальными.
Но чтобы быть в этом полностью уверенным, проверять аккаунты нужно вручную»,
— считает основатель коммуникационного агентства Hello Blogger Татьяна Иванова.
«Методика кажется вполне корректной, за исключением того, что авторам исследования 1% реакций на пост кажется признаком присутствия ботов»,
— отметил гендиректор PRT Edelman Affiliate Глеб Сахрай.
По его мнению, чем больше подписчиков, тем ниже процент реакции. Это связано с особенностями работы алгоритма соцсети, который стимулирует заказывать платное продвижение.
Об этом же алгоритме соцсетей заявил директор агентства «Социальные сети» Денис Терехов.
«Боты есть в любом аккаунте. Но чтобы создать из них армию, их надо тренировать. Когда аккаунт набирает популярность, боты на него подписываются, чтобы быть в тренде. Это делается в интересах ботосети, а не владельца аккаунта, — объяснил он. — Я верю в 30% ботов в среднем по палате.
Пресс-службы губернаторов наняли людей вести Instagram, они сами нагнали ботов как умеют,
не представляю себе совещание губернатора, где он лично требует нагнать ботов».
Средний возраст губернаторов с аккаунтами в Instagram — 50 лет. Средний возраст глав регионов без аккаунтов в этой соцсети — 55 лет.
Чаще всего главы регионов, которые отказываются заводить страницу в Instagram, ссылаются на нехватку времени.
«Можно завести аккаунт и заниматься. А если времени не будет, кто это будет делать? Может на пенсию выйду и заведу. Буду молодежь жизни учить», — заявил журналистам губернатор Костромской области Сергей Ситников.
Губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров говорил, что «вести личные страницы необходимо самостоятельно, не делегируя это никому другому», но в «условиях высокой занятости, плотного рабочего графика приходится жертвовать общением в социальных сетях». У губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова была страница в Instagram, но после выборов ее удалили.
«Активность в соцсетях признается как важный элемент работы главы региона, но не каждый губернатор готов вести ее на постоянной основе», — отмечают в ЦПК.
Самый крупный аккаунт принадлежит мэру Москвы Сергею Собянину — на него подписаны 675 тыс. человек. Самый непопулярный — у губернатора Архангельской области Игоря Орлова, (1 480 подписчиков на момент исследования).
Самые популярные губернаторы по среднему числу лайков к постам в Instagram:
Терехов называет Кадырова «звездой» Instagram, отмечая, что глава Чечни ввел моду в России на эту сеть как политический инструмент.
Как следует из данных Mediascope за 2019 год, Instagram занимает второе место по популярности среди всех соцсетей, работающих в России. Первое место — «ВКонтакте» (38,1 млн), далее идут Instagram (29,6 млн), «Одноклассники» (23,8 млн) и Facebook (22,3 млн).
По статистике Brand Analytics, Instagram — преимущественно женская соцсеть (75% женских аккаунтов против 25% мужских). Женщины чаще мужчин ходят на выборы. Так, в 2018 году на выборах президента России среди избирателей женщины составили большинство — 55,1% против 44,9% мужчин (согласно итогам опроса Smart ExitPoll ВЦИОМа).
По мнению экспертов ЦПК, губернаторы и их команды делают выбор в пользу Instagram из-за эффективности фотографий с мест как яркого свидетельства работы губернаторов. Еще одним плюсом соцсети эксперты называют то, что в ней идет быстрый рост аудитории (в три раза за полтора года, по данным Brand Analytics).
Пользователи Instagram значительно моложе аудитории «ВКонтакте» (ВК) и «Одноклассников». Кроме того, на этой площадке нет таких строгих ограничений на политическую рекламу, как у ВК.
Эксперт Центра политической конъюнктуры Михаил Карягин считает, что пока губернаторы используют Instagram для самопрезентаций. А препятствием для эффективного использования площадки является большой процент ботов. Популярность в соцсети воспринимается политиками как самоцель, а не как ресурс, позволяющий мобилизовать в случае необходимости свой электорат. При этом десятки тысяч ботов в подписчиках только создают видимость его популярности.
Карягин описывает несколько основных сценариев использования соцсети в российской политике. Согласно «инерционному», Instagram останется элементом имиджа прогрессивных губернаторов, и интерес к площадке со стороны политиков постепенно снизится. По «технологическому» варианту развития событий губернаторы и другие политики начнут применять соцсети для агитации в предвыборный период.