Об известных охотниках слагались легенды, а об их ловчих птицах пелись песни.
Людей, промышляющих охотой с хищными птицами, в обществе очень уважали и называли – саятшы и құсбегі.
Вот что пишут в своей совместной книге «Саят» казахские этнографы Жагда Бабалыкулы и Абдолла Тұрдыбай:
«Слава саятшы Шоры из рода Жалаир великого жуза гремела на всю страну. Люди говорили, что жалаир Шора понимал язык птиц».
Он знал, где гнездятся и обитают эти хищные птицы, как выбирают места для отдыха и на кого охотятся. Он даже мог определить, сколько лет пролетающей высоко на небе птице, может ли из нее получиться ловчая или нет.
Много легенд сохранилось не только о самом Шора, но и о его детях. Говорят, они тоже были непревзойденными мастерами – саятшы. Одна из дочерей Шоры стала известной в том крае, где жила замужем.
В устах народа сохранилась притча, что все беркуты плачут, приговаривая: «Ұша берсем қанатым талады, жерге қонайын десем жалайыр Шора алады»
Если буду долго летать, устают крылья, а если захочу сесть на землю и отдохнуть, боюсь, что жалайыр Шора схватит
Шведский врач и естествоиспытатель Иоганн Петер Фальк в 18 веке побывал в Казахстане и видел, как казахские саятшы обучают ловчих птиц.
Вот что он написал:
«Охотой они увлекаются не столько добычи ради, сколько ради свежего воздуха… Их высшая забава – охота с ловчей птицей: орлом или коршуном, которого они называют беркут…
Начинают натаскивать беркута, когда ему не более года. Никто кроме хозяина не должен им заниматься. Он изготавливает ему колпак (томага – прим. автора) на голову и снимает, когда кормит. А кормит он его только с руки, гладит и разговаривает с ним. Потом пускает в полет за мясом, с каждым днем все дальше.
Кормят птицу через день. Наконец охотник тащит лисье чучело впереди лошади, а сам с беркутом следом на лошади. Он снимает с птицы колпачок, показывает «лису» и отпускает его. В награду беркут получает кусок мяса.
Конь как лучший подарок — традиция Ат мінгізу
Это упражнение повторяется изо дня в день, пока птица не станет мастером. На все это, если учитель и ученик одинаково пригожие, уходит 4-5 недель. Обученный беркут бьет лис, волков, зайцев. Он запускает им когти в глаза, задает им трепку, пока не подоспеет охотник. Зимой, чтобы птица не зажирела, на место, где она сидит, льют воду и пищу дают скромную… если беркут хорошо обучен, за него дают двух верблюдов.
О белом ястребе, которого они называют туйгун, тоже говорят как о хорошем ученике».
Многие известные сыны казахского народа любили охотиться с ловчими птицами. Великому казахскому поэту Абаю тоже нравилось это занятие. В 1882 году он написал об этом стихи. Вот отрывок из этого произведения:
Қансонарда бүркітші шығады аңға
Тастан түлкі табылар аңдығанға.
Жақсы ат пен тату жолдас – бір ғанибет,
Ыңғайлы ықшам киім аңшы адамға.
Салаң етіп жолықса қайтқан ізі,
Сағадан сымпың қағып із шалғанда.
Бүркітші тау басында, қағушы ойда,
Іздің бетін түзетіп аңдағанда.
Томағасын тартқанда бір қырымнан,
Қыран құс көзі көріп самғағанда.
Төмен ұшсам түлкі өрлеп құтылар деп,
Қандыкөз қайқаң қағып шықса аспанға,
Көре тұра қалады қашқан түлкі,
Аузын ашып, қоқақтап, тісін қайрап,
О да талас қылады, шыбын жанға.
Қызық көрер, көңілді болса аңшылар.
Шабар жерін қарамай жығылғанға,
Қырық пышақпен қыржыңдап тұрған түлкі,
О дағы осал жау емес қыран паңға.
Сегіз найза қолында, көз аудармай,
Батыр да аял қылмайды ертең таңға.
Қанат, құйрық суылдап, ысқырады,
Көктен қыран сорғалап құйылғанда.
Жарқ-жұрқ етіп екеуі айқасады,
Жеке батыр шыққандай қан майданға.
Всадник с беркутом скачет в ранних снегах.
Будет зорок – добудет лису в горах.
Вот находка в пути: удобный наряд,
Конь хороший да спутник, забывший страх,
Да лисы осторожной обратный след,
Обнаруженный чудом в горных кустах.
У подножья горы охотников сбор.
Всадник с беркутом скачет во весь опор.
Он сорвет клобучок у беркута с глаз –
Беркут крылья расправит, глядя в упор.
«Слишком низко мы скачем: уйдет лиса!» –
Так подумав, он взмоет к вершинам гор.
«Не спасет меня бегство», – лиса поймет,
И замрет она вдруг, и раскроет рот,
Заскрежещет зубами и глянет вверх:
И она хочет жить, у нее свой расчет!
Будет зрелище! Ловчий нетерпелив,
Презирая опасность, летит вперед.
Помнит беркут: лиса – из мощных врагов,
Сразу в дело пускает сорок клинков,
Но не вздумает медлить беркут-батыр:
Обнажит восемь лезвий, восемь штыков.
Зашумит он крылами и полетит,
Устремится на землю из облаков.
Вот сошлись, вот сцепились в блеске зари,
Словно единоборцы-богатыри.
(Перевод С. Липкина)
У разных саятшы были свои способы охоты. Один из них описал известный писатель Сапаргали Бегалин в цикле рассказов о ловле птиц «Саятшы әңгімелері» (Рассказы о саятшы).
Один из них называется «Түйе тіркеу» (Прицеп верблюда):
«Вот что рассказал Шакен: «…волны на озере поднимались как горбы верблюдов.
Шабденбек сказал сыну: «Оседлай и приведи коня». У него был конь, на котором он выезжал на охоту со своим ястребом. Мой отец тоже был кусбеги, и он решил остановить друга:
– Шабдеке, в такой буран охотиться с ястребом — то же самое, что утопить птицу в волнах.
– Я знаю, что делаю, а совет можешь приберечь для себя!
Так ответил Шабденбек, сел на коня, посадил на руку ястреба и уехал. Нам стало интересно, и мы тоже на конях последовали за ним. На одной стороне озера — там, где было тихо — мы увидели гусей. Шабденбек поскакал в ту сторону. Приблизившись к гусям, он забил в дабыл–барабан. От неожиданного громкого звука гуси взлетели. Тут он и выпустил своего ястреба.
Ястреб взлетел стремительно вверх и, настигнув гуся, начал с ним суматошную борьбу. Мы смотрели и очень волновались за ястреба, вдруг упадет в воду. И в этот миг они разминулись: впереди летел ястреб, а за ним в укромную безветренную сторону полетели гуси.
Мы в удивлении смотрели на происходящее. Вмиг достигнувшие берега, гусь и ястреб снова продолжили борьбу. Теперь, не разжимая объятий, ястреб и гусь опустились на землю. Когда мы прискакали, увидели, как Шабденбек разжимал когти ястреба и забрал гуся…
– Недавно вы думали, что я не знаю языка птиц. Этот способ называется түйе тіркеу – прицеп вреблюда. Найдите мне такое озеро, такой же сильный ветреный буран, голосящих гусей да ястреба послушного, и остальное предоставьте мне, – не без гордости сказал он.
Потом мы часто применяли этот способ охоты Шабденбека. В сильную ветреную погоду ястреб ведет гуся в безветренное место, так как гусь не может лететь против ветра. Потом он поворачивается и снова нападает на гуся. Это прекрасный способ, закончил свой рассказ Шакен».
Сейчас традиция Құс салу (охота с ловчими птицами) не так широко распространена среди казахов, как в прошлые века. Но молодежь все больше и больше интересуется традиционной охотой с ловчими птицами — любимым времяпровождением их предков.