Краевед Неля Аубакировна Букетова рассказывает секреты из истории самого крупного города Казахстана.
Букетова известна как исследователь верненского периода Алматы. Автор книг по истории города прославилась еще и тем, что стала инициатором появления в Алматы улицы имени Поля Гурдэ.
— На стене, не побоюсь этого слова, архитектурной жемчужины города — магазина тканей «Кызыл тан» — есть табличка: мол, здание построено в 1912 году. Однако в одной из своих книг вы утверждаете, что это не соответствует действительности…
— Это было мое первое мое краеведческое исследование. Очень много писалось, что здание, в котором сейчас расположен магазин «Кызыл тан», в 1912 году построил Андрей Павлович Зенков. Однако в результате тщательного изучения архивных документов я пришла к выводу, что этого не может быть.
Потому что я, во-первых, нашла заявление Исхака Габдулвалиева (богатый купец, которому изначально принадлежало здание) в Верненскую городскую думу. Стандартное заявление – «Разрешить постройку на принадлежащем мне усадебном месте 441», где сейчас и находится магазин.
Оно датировано и подписано думой в 1895 году.
Сложно представить, что купец, получив разрешение на строительство магазина, а это был именно магазин, ждал 17 лет
После получения разрешения строительство шло обычно около года. Андрей Павлович Зенков же приехал в Верный только в 1898 году. Поэтому и возникли сомнения насчет года строительства и его авторства.
— Но, согласитесь, этого для сомнений маловато, нужны более веские доказательства…
— Меня часто упрекают, что, мол, доказательства косвенные. Но их довольно много. В архивах сохранились документы, где говорится о тяжбах между купцом и французским архитектором Полем Гурдэ. Архитектор получил за это здание 100 рублей. Купец требовал перестроить магазин, его не устраивала высота потолков, но архитектор не соглашался. Дошло до того, что Гурдэ заявил, что не возьмется и за 1 000 рублей.
Еще есть книга венгерского путешественника, который исследовал Среднюю Азию, главным образом Жетысу. Звали его Алмаши Дьёрдь. В 1900 году он побывал в городе Верном. Книга выпущена в 1903 году, в ней написано и про этот магазин. Еще также фотография, датированная 1900 годом. Это уже сложно назвать косвенными доказательствами.
— А у вас есть версия, почему год строительства 1912 и почему строительство приписывают Зенкову?
— Только догадки. В 1910 году Гурдэ уехал из Верного в Петербург. И скорее всего, владельцы магазина попросили перестроить магазин Андрея Павловича Зенкова. Перестраивать он не стал, потолки так и остались низкими, в чем можно убедиться и сейчас. Но он добавил все эти архитектурные изыски — фронтончики, купол, кружевные деревянные карнизы, чешуйчатое покрытие купола, вот это в его стиле. То есть Зенков провел как бы внешнюю реставрацию.
Возьмем две фотографии. Здание, которое строил Гурдэ, обыкновенное, его действительно можно назвать лавкой, и то, что потом с ним сделал Зенков. Можно даже сказать, что это два разных строения. Видимо, это и закрепилось в сознании людей — 12-й год и Зенков.
— Кстати, о Поле Гурдэ. Специалисты, изучающие архитектуру верненского периода Алматы, говорят, что большинство деревянных построек выполнены в едином стиле именно им. То есть это его архитектурный почерк. Но о самом архитекторе мало что известно. Так кто этот таинственный француз?
— Поль Гурдэ, специалист по гражданскому строительству, приехал из Франции в конце 60-х годов 18 века. Сначала жил и работал в Петербурге, в 1870 году переехал в Ташкент. В 1875 принял российское подданство и стал Павлом Васильевичем Гурдэ. Кстати, это имя он носил до самой смерти, умер в 1914 году в Петербурге. Первые упоминания о нем, как об архитекторе Верного, датированы 1875-76 годами.
Всегда ли Алматы был городом-садом? История мифа
В нашем городе Гурдэ прожил около 40 лет, любил его и считал родным. Ведь почему он отказался перестраивать купеческий магазин? Потому что перестройка нарушила бы единый архитектурный городской облик. Он был не только талантливым архитектором, его интересовала древняя история нашего города.
Кроме того, он занимался и минералогией. Совершенно случайно в архивах я обнаружила карту полезных ископаемых Семиреченской области, это действительно уникальный документ за его авторством.
Благодаря в том числе и Полю Гурдэ
сегодняшний Алматы имеет статус мегаполиса, и есть такие строения, которые мы называем визитными карточками города
«Кызыл тан» — как раз одна из таких карточек. Или бывшее здание Верненского приюта, в котором сейчас расположен Музей города, его тоже построил Гурдэ.
— А как его заслуги были отмечены властями Верного?
— Ну, как минимум улица Училищная, на которой он жил, была переименована в улицу Павла Васильевича Гурдэ. То есть он жил на улице своего имени.
— Насколько я знаю, и сейчас есть улица Поля Гурдэ. Говорят, она появилась благодаря исключительно вашим усилиям…
— Вообще, история сыграла с ним злую шутку, его забыли, мало кто из алматинцев знает. Ну разве только те, кто серьезно интересуется историей города. Даже те здания, которые построил Гурдэ, почему-то приписывались Зенкову. Даже не знаю, чего тут больше – злого умысла или злого рока?
Я посчитала, что надо как-то восстанавливать историческую справедливость. Мои пятилетние хождения в акимат закончились тем, что в нашем городе появилась улица имени Поля Гурдэ. С чем всех и поздравляю.
— А где она находится?
— В бывшем поселке Дружба, сейчас это уже один из микрорайонов, присоединенных к городу. Раньше эта была улица имени Курмангазы, а поскольку у нас есть шикарная улица Курмангазы в центре, решили переименовать улицу в Дружбе.
Я хотела сказать спасибо — не знаю, услышит он или нет — Мамаю Каниевичу Ахетову, который мне очень помог. Когда я в последний раз с ним разговаривала в акимате, он сказал: «Неля Аубакировна, улица будет, я вам обещаю». Я ему поверила. Улица есть.