Сегодня, 24 августа, во французском городе Биарриц стартовал ежегодный саммит «Большой семерки». Однако формат и состав этого международного клуба явно устарел.
«Группа семи», «семь наиболее промышленно развитых стран», «семь крупнейших мировых держав» — так СМИ представляют семь стран, лидеры которых собрались на ежегодный саммит во Франции. «Большая семерка» не является официальной организацией. Более того, нет международного договора, устава и секретариата.
Поэтому решения «семерки», принятые на саммитах, не имеют законной силы. Как правило, это больше рекомендации. Однако именно на этих саммитах зачастую достигаются договоренности, влияющие впоследствии на мировую экономику и политику.
Справка 365инфо:
Устоявшийся термин «Большая семерка» возник в русскоязычной прессе из-за ошибочной расшифровки английского сокращения G7. Аббревиатуру расшифровали как Great Seven («Большая семерка»), хотя на самом деле это Group of Seven («Группа семи»)
На долю стран «семерки» (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия и Канада) сейчас приходится 45% мирового валового внутреннего продукта и только 10% мирового населения. Тем не менее состав группы явно устарел.
К французскому столу, где предположительно будут обсуждаться меры противостояния замедлению мировой экономики, не приглашен Китай. А на сегодня это вторая по величине экономика в мире с ВВП в 13,4 трлн долларов в 2018 году. Экономики Индии занимает седьмое место, а Бразилия девятое. Тогда как Канада стоит на десятом месте.
Рейтинг стран по объему ВВП, 2018 год
Впрочем, для обеспечения лучшего представительства мировых стран с 1999 года организован еще один саммит — «Большая двадцатка». Здесь присутствуют уже 19 держав, включая Китай, Индию и Бразилию. Еще один участник представляет весь Европейский Союз. По итогам 2018 года на страны G20 приходится 85% мирового ВВП. Однако и здесь нет некоторых из 20-ти самых богатых государств, таких как Иран или Швейцария.
История «семерки» начинается с 1975 года. Тогда страны впервые собрались, чтобы договориться о совместных действиях для минимизации последствий первого мирового нефтяного кризиса. С тех пор наряду с экономическими вопросами, которые решались в основном на двусторонних встречах, ежегодно обсуждались вопросы безопасности, окружающей среды и борьбы с терроризмом.
Однако в последние годы все чаще прослеживаются попытки решить на саммите политические и геополитические интересы стран-участниц. В 1998 году G7 открыла двери для России (хотя на тот момент российская экономика была в плачевном состоянии) и переименовала себя в «G8». А в 2014 году, после присоединения Крыма, Москва была исключена из группы.
Совсем недавно главы США и Франции на двусторонней встрече заявили, что «семерке» пора опять превратится в «восьмерку». То есть предложить России вернуться. На это заявление зарубежные политологи отреагировали однозначно — G7 явно сдвигает традиционную повестку в область геополитики. Эксперты высказали и еще одно предположение. Мол,
предстоящий саммит может дать много информации к размышлению — меняется политическое устройство мира