Специалисты информационно-аналитического центра при МГУ им. Ломоносова (ИАЦ) рассказали, почему попытки сексуальных меньшинств активизироваться в Казахстане обречены на провал.
Подав заявку на проведение митинга в защиту прав ЛГБТ+, его активисты поставили перед государственными идеологами непростую дилемму: «разрешить нельзя запретить», пишет ИАЦ.
Автор статьи сообщает, что по данным международной правозащитной организации Amnesty International, права и интересы ЛГБТ-сообщества в Казахстане действительно нуждаются в защите.
https://365info.kz/2019/08/nuzhno-li-zapreshhat-gej-parady-v-kazahstane
С одной стороны, Казахстан еще в первое десятилетие независимости избавился от законов об уголовной ответственности за гомосексуализм. Однако представители альтернативной сексуальности не могут заключать браки, усыновлять детей и рожать ребенка с применением специальных медицинских технологий, служить в армии и работать в правоохранительных органах, не скрывая свою ориентацию. То есть
государство смотрит на гомофобию сквозь пальцы, если уж не поощряя, то и не особенно усердствуя в борьбе с ней
Задавшись вопросом, где во фразе «разрешить нельзя запретить» власть поставит запятую, ИАЦ приводит доводы в пользу обоих вариантов.
«Первый закон робототехники» казахстанской элиты требует от нее любыми способами защищать свое влияние и капитал. ЛГБТ-сообщество, что любопытно, никоим образом на них не посягает. По сути, требования ЛГБТ-активистов носят не политический, а правозащитный характер.
Среди ненатуралов, вероятно, есть сторонники и противники NurOtan, «нацпаты», капиталисты и социалисты. Иными словами, это раздробленный электорат. Его объединяет лишь идея своего права. Права не скрывать свою ориентацию и не быть ущемленными в ответ.
Такая идея делает невозможной объединение ЛГБТ+ в политическую силу, посягающую на статус-кво элиты
Вместе с тем, имея небольшое внутриполитическое влияние, ЛГБТ-сообщество в Казахстане, как и во многих развитых странах мира, является одним из наиболее активных и заметных. Поскольку его присутствие в информационном пространстве значительно превышает его статистическую представленность.
Развитые страны мира уделяют правам ЛГБТ+ большое внимание. По их положению судят о состоянии демократии в обществе. Осуждают государства, где права сексуальных меньшинств ущемляются.
Кроме того, для многих казахстанских чиновников, посещающих Европу и Северную Америку, живших и учившихся там, толерантное отношение к ненатуралам привычно. Казалось бы, у казахстанской власти мог бы получиться настоящий «вин-вин». Сексуальным меньшинствам можно разрешить провести неполитизированный митинг. И это вкупе с прошедшими 30 июня санкционированными политическими акциями позволило бы чиновникам утверждать, что в Казахстане соблюдается право граждан на мирные собрания.
Фото- и видеоотчетами с митингов ЛГБТ+ можно было бы козырять на ведущих международных площадках,
тем самым подчеркивая свой либерализм.
Однако есть у проведения митинга ЛГБТ+ в Казахстане и ряд серьезных препятствий и оппонентов.
Во-первых, растущая в своей численности национал-патриотическая часть общества, исповедующая консервативность и традиционализм. В представлении национал-патриотов настоящий казах не поддастся этому вредному феномену, пришедшему к нам с «загнивающего Запада».
Ко всему прочему, немалое количество национал-патриотов имеют протестные настроения. И разрешение митинга ЛГБТ+ лишь усилит их разногласия с действующей властью.
Нельзя запрещать митинги несистемной оппозиции, но разрешать массовые акции ЛГБТ+
Гомофобия, помноженная на политический протест, может чрезвычайно эффективно радикализировать эту часть общества.
Во-вторых, недовольна будет и религиозная часть общества. Правоверные мусульмане могут указать на то, что их детям запрещается носить в учебных заведениях хиджабы и никабы, тем самым демонстрируя свою религиозную принадлежность, а геям и лесбиянкам позволено открыто и публично заявлять о своей ориентации.
Это может привести к росту протестности и этой части общества.
Неприятие могут выразить и не только национал-патриоты и верующие. Многие казахстанцы среднего возраста пока не научились терпимо относиться к членам ЛГБТ-сообщества. Именно осуждение этого политически пассивного большинства может чувствительно сказаться на имидже казахстанской власти. Более того, десакрализировать ее в глазах общества.
Впрочем, появление заявок на протестные акции и митинги со стороны различных экзотических меньшинств может быть и на руку власти. Ведь тем самым обнажается разношерстность и противоречивость протестного движения. То есть ЛГБТ-активисты противостоят нацпатам, средний класс – многодетным матерям и т. д.
Таким образом, реализуется принцип «разделяй и властвуй».