У казахского народа великое множество традиций. Мудрые предки оставили богатые знания о том, как вести себя практически в любой жизненной ситуации. Но есть еще один пласт знаний, который говорит о неординарном подходе казахов к решению вопросов — традиции охотников.
Казахи верили, что некоторые звери священны, потому что оберегают людей. Например, широко известно, что акына Суюнбая Аронулы сопровождал красный тигр. Говорят, что позже он перешел к его ученику — поэту Жамбылу.
Вообще, к опасным крупным хищникам — тиграм и львам — у казахов было особое отношение. Их считали символами доблести и силы. Например, о батырах говорят «Арыстандай айбатты, Жолбарыстай қайратты» (Грозен как лев, силен как тигр). Поэтому к тиграм всегда относились с почтением и не преследовали их ради охотничьей забавы.
Но без стычек с хищником не обходилось.
В народных легендах, поэмах и устных рассказах много говорится о батырах, сражавшихся с тиграми. Так, в героическом эпосе «Камбар батыр» есть такие строки:
Сол уақытта жолбарыс,
Түгінің бәрін жатқызды…
Бүркіттей жазып тырнағын,
Тұлпарға барып асылды…
Қамбар да қайтпай ұмтылып,
Құйрығынан көтеріп,
Айналдырып басынан,
Лақтырып жіберіп,
Қырық қадам жерден асырды.
И тогда-то, грозный весь,
Желтый, злой, в полоску шерсть.
Тигр, как орел, раздвинув когти,
На коня кинулся плетью.
И Камбар навстречу прыгнул,
Он схватил его за хвост,
Закружил над головой.
И так сильно кинул ввысь,
Аж за сорок все шагов.
(Смысловой перевод автора статьи)
Автор книги «Сыр бойындағы жолбарыстар» (Тигры на берегах Сырдарьи) Сагат Жусип говорит, что казахи старались жить с тиграми в мире. Но до тех пор, пока хищник не нападал на людей. Табу для тигров были и домашние животные, особенно верблюды. «Когда есть нар, лишнего груза не бывает» — так говорят в народе, отмечая силу верблюда, ведь он один мог нести на себе все имущество. Гибель верблюда была ощутимой потерей для аула. Поэтому если нара задирал тигр, охота на хищника объявлялась незамедлительно.
И была очень опасна. Поэтому казахи традиционно охотились на тигров с помощью юрты. Такой вид охоты так и называется — Кіз үймен аң аулау (охота с помощью юрты). Об этом писали иностранные ученые и путешественники, которым довелось побывать в казахских степях. Так, В. К. фон Герн в 1891 году в своих «Азиатских записках» рассказал о подобном способе.
Исследователь описывает, как охотники готовились к охоте на опасного мощного хищника. Они крепко связывали меж собой три кереге (часть решетчатых стенок юрты), сверху укрепляли уык (купольные жерди), после чего конструкцию накрывали кошмой. В такую клетку помещались до десяти джигитов с оружием и двигались навстречу хищнику. Но часто устанавливали целую юрту, непокрытую кошмой, и помещали внутрь живую приманку. Это было еще опасней, потому что охотники прятались в юрте рядом с приманкой.
Казахский писатель Сапаргали Бегалин написал рассказ «Обманутый тигр», основанный на словах очевидца. Вот отрывок из него.
«Состоялся разговор о том, как справиться с тигром. Одни говорили, что надо разложить капканы. Другие предложили поджечь камыш. Но конкретно ни на чем не остановились. Тогда Жаикбай, сидевший все это время молча, снял с головы тымак и сказал:
– Все, что было сказано вами, мне не нравится. Думаю, есть только один способ. Я знаю, как поступали охотники прошлых времен.
Необходимо установить юрту без покрытия и крепко обвязать в четырех местах. Утром или вечером шесть или семь человек должны отнести ее туда, где свирепствовал хищник.
Тигр убил верблюдицу, значит в юрте будет стоять осиротевший верблюжонок. Люди же должны сидеть в укрытии с ружьями и дубинками. Увидев верблюжонка, тигр сразу кинется на юрту. В это время и надо выстрелить в него, а если понадобится, добить копьем и ножом.
Если зверь пришлый, то наверняка уже ушел. Если же у него есть тигрица и щенки, он не даст нам покоя и отсюда уже далеко не уйдет. Поэтому юрту и арканы надо приготовить здесь. Иначе может быть очень худо.
Жаикбай надел шапку.
– Не надо, чтобы нас было много. Шести-семи человек будет достаточно. Нужны три хороших стрелка, двое должны крепко держать веревки, связавшие шанырак. Еще двое с топором и ножом будут наготове, – добавил Жаикбай.
– Одно ружье возьмет сам Жайеке, другой возьму я сам. Берданку, Рахим, возьми ты. От вида тигра холодом веет, поэтому надо быть хладнокровным и стрелять метко, не растерявшись, – назначил Алимбай стрелков.
– Пойдем утром. Вечерний тигр очень опасен, – остановил Жаикбай начавших собираться людей.
…Жаикбай снял кошму со своей юрты, заново поточил уыки. Оказалось, что один гвоздь шанырака ослаб, он исправил поломку. Почистил свое ружье и хорошенько его смазал. Потом велел разжечь огонь, расплавил свинец и отлил в форме достаточно пуль.
…В середине ночи они вышли в дорогу. …Двигались молча, подъехав к месту, тихо слезли с лошадей. Подняли юрту, крепко-накрепко связали кереге меж собой, шанырак подняли на уыки и прикрепили к кереге. …Когда стрелки начали поднимать юрту, Жаикбай сказал:
– Ну, джигиты, развяжите рот верблюжонка и введите его в юрту. В центре надо собрать кучу камыша — пусть стрелки спрячутся под ней.
Все было молча исполнено. …Когда верблюжонка ввели в юрту и развязали повязку, он начал очень громко кричать.
…Приподняв юрту, стрелки подвинули ее к тому месту, где тигр разделался с верблюдицей. Держатели арканов принесли камыш.
…Обычно добрый взгляд Жаикбая сейчас был суровым. Набросив на себя камышовое прикрытие, охотник выглядел совсем по-другому. Усы стали как колючки, глаза горели огнем, ружье в его руках готово было извергнуть смертельное пламя. …Через некоторое время, рассыпая светлые нити своих лучей, начало подниматься солнце.
…Будто ждавший это миг, камыш волнообразно начал двигаться, будто готовый вот-вот взорваться. Только стрелки, приготовясь, вытянули ружья, как из камыша, сверкнув глазами, выпрыгнул огромный тигр… Почти одновременно прозвучали несколько выстрелов. …Большой зверь, вгрызшийся огромной пастью в уыки, упал на кереге юрты. …Ружья снова подали свои голоса. Хищник прорычал как сильный гром и в свой предсмертный миг, сделав последнее резкое движение, упал замертво, из-за чего юрту очень сильно зашатало».
Как написано в книге «Сыр бойындағы жолбарыстар», у берегов реки Сырдарьи и озера Балхаш последних тигров видели в 30-е годы прошлого века. Таким образом, охотничья традиция Киіз үймен аң аулау осталась в далеком прошлом.