Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
499
+3.47
EUR
520
-0.93
RUB
4.85
-0.06

Эксперты о Кыргызстане: «Все только начинается»

21555

На ресурсе аналитического центра при Московском госуниверситете (ИАЦ МГУ) опубликован материал под заголовком «По каким сценариям будут развиваться события в Кыргызстане?». Однако автор скорее рассуждает о том, почему невозможно рисовать сценарии для Кыргызстана.

ИАЦ предлагает отодвинуть эмоции в сторону и попытаться ответить на вопрос: а возможны ли вообще сценарии для Кыргызстана?

Вопросы без ответов

В статье отмечается, что в своих сценариях политологи отталкиваются от того, кто в какое кресло сядет и как скооперируются существующие управленцы. Именно с этой точки зрения при ответе на вопрос «А что именно начинается в стране?» звучит ответ — «строительство нового режима власти».

При этом никто не пытается разобраться в возможных проектах для развития Казахстана. Тех, что позволят решить назревшие проблемы в различных сферах жизнедеятельности. А ведь только

при наличии таких проектов можно говорить о смысле сценарного подхода к прогнозированию развития ситуации

Поскольку только проекты позволят прикинуть финансовые возможности, их взаимосвязь, приоритеты развития и .т. д.

Бесспорно, что основным содержанием ближайшей политической активности в стране будет подготовка к выборам в Жогорку Кенеш КР, которые должны пройти в 2020 году. Но для Кыргызстана как нельзя лучше подходит фраза «Должны, но не обязаны».

В ней скрыто многое из того, что случается в Бишкеке. Впрочем, не только в столице, а пожалуй и во всей стране. По закону выборы должны пройти в 2020 году, но состоятся только тогда, когда будет выгодно тем, кто сейчас занят дележкой постов.

Поэтому сценарии просчитать в принципе невозможно. Если конечно ты не входишь в круг людей, которые заняты проработкой решений. Ну или экспертно обслуживают подковерную борьбу.

Очевидные вещи

Так что выборы состоятся тогда, когда будет принято решение о готовности к их проведению. А готовность наступит только тогда, когда участники процесса согласуют свои взаимные требования. То есть окончательно договорятся о сферах влияния.

Что можно сказать точно — только то, что будет в ближайшее время. И это не сценарий, это традиционные действия каждой новой власти Кыргызстана.

Во-первых, укрепление новой конфигурации политиков вокруг власти. Во-вторых, освобождение от старых политических договоренностей. И, конечно, от  людей, с ними связанных.

То есть

предстоит ускорение судебных процессов над членами команды бывшего президента,

а также определение набора обвинений, которые будут предъявлены Атамбаеву. Почему это очевидно?

Потому что страна в центре Азии не может управляться методом свободной игры политических сил. Обязательно выделяется и даже выталкивается наверх тот, кто единолично олицетворяет власть.

Такова природа политической культуры, опирающейся на соответствующие хозяйственные уклады. Вместе с этим определится опорная партия власти и политики, ее представляющие. Будут заключены соглашения с союзниками, которые составят будущую коалицию большинства.

Политическая импотенция

Также нужны будут системные оппозиционные силы в парламенте, и желательно две партии. Одна из них представит политиков севера, а другая – юга. Фигуры для этой роли уже сформировались прошлой политической деятельностью, а сейчас активизировались и вновь появились в политическом пространстве.

Понятно, что в условиях Кыргызстана нужно сохранять парламент как поле для связывания активности местных лидеров, которых для этого и приглашают. Однако события последних лет показали, что ни о какой верности лидеру не идет и речи.

Сооронбай Жээнбеков: семья, братья и собственность нового президента Кыргызстана

Списки партии власти формируются лично «главнокомандующим», в них обязательно включаются олигархи и полностью отсутствует постоянное партийное строительство.

Ведь электоральная машинка, замещающая строительство партии, прекращает свою работу сразу после выборов. Толстосумы политикой ведают ровно в той мере, в какой нужно обеспечить получение прибыли от очередного проекта. А лично приглашенные в депутаты редко испытывают чувство благодарности и ответственности. Поскольку

кресло в парламенте не является их личным достижением в процессе политического роста. На них просто выпал выбор начальника

Главный вопрос

В связи с этим главное – предъявит ли власть обществу не борьбу с прежним руководством, а позитивную программу развития страны. Причем состоящую не просто из громких слов и обещаний, а из конкретных шагов. Тех, что могут легко стать простыми элементами разъяснения политики новой власти. А именно —

что и когда будет сделано, и что от этого получат различные слои и группы общества

Именно от этого зависит, сможет ли власть перейти к сценарному управлению страной. Применение сценарного подхода является осмысленным, когда сценарий рассматривается не как предсказание будущего, но как инструмент управления проектами.

Фактически речь идет об уровне управления, который позволяет связывать, согласовывать и сочетать проекты между собой. Между тем для Кыргызстана пока характерно игнорирование проектных балансов в управлении.

В Кыргызстане проектами как властей, так и оппозиционных групп считаются исключительно установки их лидеров

Есть еще одно важное соображение.

Кыргызская культура не является времяориентированной. Тем самым для страны не нужно ставить задачу развития в зафиксированном времени программ и проектов. При этом управленческие действия не должны описываться в сюжетно-сценарных терминах.

Проектное пространство Кыргызстана практически пусто. Тем самым переход на сценарный уровень, во-первых, не нужен, а во-вторых, невозможен. Страна не является субъектом управления собственными сценариями. Поскольку значимые для этих сценариев параметры определяются внешними по отношению к стране игроками.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter