Идея премировать магазины за низкие цены очень не нравится производителям продуктов.
Генеральный директор общественного объединения Мясного союза Казахстана Максут Бактибаев прокомментировал намерения правительства сдерживать цены нерыночными методами.
С 17 августа вступили в силу Типовые правила реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары. По этим правилам акиматы и социально-предпринимательские корпорации (СПК) могут предоставлять оборотные средства торговым сетям в обмен на удержание цен.
Днем ранее изменились Правила внутренней торговли. Они предусматривают установку торговых надбавок на социально значимые продовольственные товары не более 15%. Непонятно, почему подобные вещи нужно делать за счет налогоплательщиков? Соответствует ли это законам рынка? Максут Бактибаев ответил на эти и другие вопросы.
— Принят ряд изменений в механизмы торговли — ограничения и премирование. А кто будет проверять исполнение? С этим в стране всегда были большие проблемы.
— У нас обычно все программы заканчиваются ровно тогда, когда деньги выделены. Поэтому я очень сомневаюсь, что будет какой-то объективный контроль и обратная связь на предмет изучения эффективности программы и ее инструментов.
— Насколько вообще рыночно регулировать продавцов, чтобы они не задирали цены?
— Конечно, это не рыночно. Это все равно что тушить пожар на нефтеперерабатывающем заводе детской лейкой.
Нужно сделать полноценный маркетинговый и экономический анализ на все социально-значимые товары, изучить сезонность, разложить их себестоимость по цепочке добавленной стоимости
Их 19, так что сложностей нет. Все понимают, как нужно это делать, но дальше слов дело не идет. Либо времени нет, либо полномочий. В основе инфляции на продукты питания лежит рост цен на ГСМ. Дизельное топливо, к примеру, с 2015 года подорожало в 2,5 раза — с 83 до 183 тенге. Хотя именно ГСМ составляет 30-40% себестоимости продукции. А в себестоимости в любой животноводческой продукции, будь то мясо или молоко, 70% составляют корма, которые опять-таки зависят от цен на топливо. Все пути ведут к рынку ГСМ.
При этом минацэкономики нашло причину всех бед в росте цен — мифических посредников, которых никто никогда в глаза не видел и не может идентифицировать.
Если они есть, то почему мы не знаем, кто эти люди или компании? При этом тут же выделяет деньги торговым сетям, противореча самим себе
Чтобы продовольствие было реально доступным населению, его должно быть много, и оно должно быть дешевым. Рецепт прост – забыть на время про индустриализацию 4.0, всякие прорывные проекты, которые инновационным способом выкачивают деньги из бюджета страны. И начать с реального развития отрасли сельского хозяйства. Которая дает рабочие места, ВВП и рост экономики. Чтобы она не на словах, а не деле стала полноценным драйвером экономики.
— Чтобы продовольствие было доступным, мало дешевого ГСМ, нужно минимизировать и другие издержки?
— Как-то мы отрабатывали с СПК «Астана» механизм сдерживания сезонных скачков цен на мясо (ноябрь – май). В то время председателем СПК был Айдарбек Ходжаназаров, с ним мы были знакомы еще с его работы в «КазАгро». Суть сводилась к тому, что
нужно настроить прямые поставки мяса с промышленных компаний, которые могут поставлять большие объемы в пиковый сезон
Астана, к примеру, потребляет 25 тысяч тонн говядины в год, около 2 тысяч тонн в месяц. Чтобы сдерживать цену на мясо в пик роста цен, с декабря по март выбросить на рынок минимум 20% от потребляемого объема по низкой цене. Итого нужно заранее купить всего 1,5 тысячи тонн мяса, зафиксировать цену и обязательства поставок. Это не даст продавцам задирать цены.
При этом в каждом СПК в каждом регионе уже есть миллиарды тенге на формирование таких стабилизационных фондов. И эти деньги постоянно куда-то тратятся. Но, видимо, не туда, за что потом уголовные дела периодически возникают. Чтобы не было соблазнов выбирать «свои» компании, можно вместе с отраслевыми ассоциациями и союзами сделать конкурс, кто предложит лучшие условия и цену.
Посудите сами, одно дело брать деньги на выращивание скота или продукции в банке либо в «КазАгро» под 16% годовых. Например, в цене килограмма мяса 150-200 тенге будут составлять только проценты по кредиту.
А деньги СПК без процентов. Их можно в начале года раздать, а продукцию получать в течение года
И вот эти бесплатные оборотные средства, которые могли бы помочь реально снизить цену на продовольствие, теперь пойдут торговым сетям.
— Своеобразный государственный демпинг за счет закупки у производителей дешевого мяса?
— Именно. И фишка именно в закупе у производителя, который сэкономит деньги. То же самое можно сделать с любым наименованием из 19 особо значимых продовольственных товаров. Все эти виды продовольствия производятся в Казахстане, у всех производителей одна проблема — отсутствие оборотных средств либо их дороговизна. Деньги есть, а контроля и четких инструкций нет. И поскольку этот бюджет ежегодный, цены можно держать всегда. И даже устраивать конкуренцию между самими производителями.
— И чем закончились ваши переговоры с СПК?
— Айдарбек Ходжаназаров мою инициативу поддержал, но до акимата дело не дошло, — глава СПК ушел с должности.
Ничего не заработало, деньги отдали торговым сетям. То есть то, что предлагает министр Даленов, уже проходили ранее
И цены как росли, так и продолжили расти. Деньги как тратились, так и тратятся. Остается только ходить по базарам с рейдами и каждый раз удивляться.
— Почему эти поощрения нужно делать за счет средств налогоплательщиков?
— Прежнему министру национальной экономики Тимуру Сулейменову мы предлагали убрать НДС на сельхозпродукцию, либо установить ее на уровне 4%. На 4-м съезде «Атамекена» он, кстати, озвучил данное намерение министерства снизить НДС на сельхозпродукцию до 4%. То есть все товары бы автоматически подешевели на 8%. Но министр ушел, а этот вопрос больше не поднимался.
— То есть потребители правы, говоря о двойном налогообложении — сначала налоги с зарплаты, а затем НДС в магазинах?
— Конечно. А знаете, почему правительство так держится за НДС? Потому что это налог, от которого не убежишь, как например от налога на прибыль. Его можно наложить на любую стоимость реализации.
Правительство понимает, что налог на прибыль обычно обходят с помощью бухгалтерских хитростей. Благодаря тому, что ИП платят 3% с оборота
НДС же пополняет бюджет на около 1,5 трлн тенге. Большие деньги. Поэтому НДС — это священная корова для налоговиков.
— Планируется ввести утилизационный сбор на покупку сельхозтехники. На сколько процентов это поднимет цены на продукцию?
— Точную цифру назвать сложно. Но негативный эффект будет однозначно. Потому что это дополнительный налог, которого раньше не было. Значит, за него кто-то должен будет платить. Несложно догадаться, что это будет конечный потребитель.
Помимо того, что это прямой налог, у него еще будет и косвенный эффект.
Вместо того чтобы приобретать высокотехнологичную технику, которая снизит себестоимость продукции, производители будут вынуждены покупать более дешевую, но менее производительную
Потому что она не будет облагаться утильсбором.
И опять же это приведет к удорожанию продукции, ведь зарубежная техника делает меньше потерь. Она быстрее убирает урожай, снижая себестоимость продукции. И делается все в угоду нашим трем-четырем сборочным заводам, которые даже болтов своих не производят.
Если у государства есть планы помогать им в развитии, можно в таком случае принять инструменты льготного кредитования на приобретение их продукции – тракторов и комбайнов. Это лучше, чем поднимать бизнес за счет потребителей, но требует бюджетных трат. В России и Беларуси утильсбор был оправдан, потому что у них было хоть какое-то свое сельхозмашиностроение.
Но в марте этого года они отменили часть поддержки. Аграрное лобби в России было против, чтобы вытаскивать машиностроение за счет фермеров
Так что о снижении цен на продукты питания у нас пока можно даже и не мечтать.