Эльмире Суханбердиевой было предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий и незаконном участии в предпринимательской деятельности. Прокурор назначил Эльмире Суханбердиевой наказание — штраф в размере около 6 млн тенге.
Портал Abai.kz выяснял у адвоката, насколько справедливо решение суда.
Через своих подчиненных и курируемых лиц
Суханбердиева потребовала от издательств книжной и учебной продукции безвозмездно передать 41 планшет
Кроме того, совместно с директором школы-гимназии № 3 Еленой Шевернияевой открыла частную школу в здании государственной.
По словам Нурлана Бекмагамбетова, прокурора суда №2 Есильского района г. Нур-Султана, незаконным предпринимательством Суханбердиева и Шевернияева за период с 31 декабря 2016 по 2018 год заработали 389 млн тенге.
Полученный ими в школе чистый доход составил 150 млн тенге
Суханбердиева обвиняется по трем статьям
Также прокурор потребовал конфискации имущества Суханбердиевой на сумму 11 млн 447 тыс. тенге. Однако в ходе следствия пункт о получении взятки чиновником убрали. Таким образом, Суханбердиева, которая находилась в изоляторе более месяца, была освобождена и отделалась штрафом в размере 6 млн тенге.
Выйдя из зала суда, она села в автомобиль Lexus LX 570 серого цвета, который оценивается на рынке не менее 38 млн тенге…
Портал обратился за выяснением обстоятельств к адвокату Абзалу Куспану, который знаком с делом только из материалов СМИ.
«Как юрист к любому делу я отношусь хладнокровно. Я так понял, что в качестве взятки были установлены два телефона. Затем выяснилось, что эти телефоны и 42 планшета предназначались детям из многодетных семей.
Как я понял из статей в СМИ, здесь дело состоит из двух эпизодов. Первый — подарки детям она попросила купить сотрудников учреждения, относящихся к министерству образования. Второй эпизод — с директором одной из школ она открыла частную школу, то есть занималась незаконным предпринимательством», — поясняет Абзал Куспан.
И по его наблюдениям, приговор вынес не судья, а прокурор. И на то есть причины.
«То есть она не отделалась штрафом в 6 млн тенге за взятку в 11 млн, как пишут в соцсетях
Сначала ей было предъявлено обвинение в получении взятки, а после выяснения обстоятельств оно было снято. Оставили две статьи — злоупотребление деятельностью и незаконное предпринимательство. По обоим случаям наибольшая мера наказания — штраф до 5 тыс. месячных расчетных показателей. И это наказание было назначено не судьей, а прокурором.
5 фактов о коррупции в Казахстане
Она добилась процессуального соглашения (процессуальное соглашение действует с 2015 года на основе Уголовно-процессуального кодекса). То есть здесь основной вопрос решается не судом, а прокурором. Суд может не удовлетворить решение только в том случае, если будут обнаружены определенные процессуальные нарушения. Два обвинения предъявлены Суханбердиевой в рамках закона.
Максимальное наказание в обоих случаях — штраф. В этом деле наказание в виде лишения свободы не предусмотрено
Поэтому приговор в отношении Суханбердиевой полностью законен», — пояснил адвокат.
Адвокат считает, что общественное внимание должно было привлечь не это дело, а дело Василия Ни, пойманного на взятке два года назад.
«Многим не понравилось, как держала себя Суханбердиева.
Но дело Ни требовало еще большего внимания и резонанса
В суде Алматы объяснили освобождение от ответственности экс-главы «Хоргоса»
Он был задержан при получении взятки в 1 млн тенге и полностью в этом сознался. В рамках закона он не мог отделаться штрафом. А в деле Суханбердиевой есть законодательная основа», — сказал адвокат.
В целом, по его словам, коррупция — это болезнь всей государственной системы. И искоренять ее нужно, начав с маленьких застолий для комиссий.
«Нужно на законодательном уровне запретить устраивать застолья для чиновников из столицы
Коррупция начинается с родительских чатов — Илеуова
В районах и сельских округах это частое явление. Чиновник выполняет свои обязанности, а ему за это накрывают богатый дастархан. Именно так начинается коррупция и далее продолжается в широких масштабах. Иногда это застолье превышает заработную плату того же чиновника. Это болезнь всей системы. И это есть даже в Национальном бюро, раскрывающем коррупцию…» — подытожил он.