18+
Нур-Султан
Сейчас
25
Завтра
23
USD
386.82
0.00
EUR
428.67
0.00
RUB
5.86
0.00

Откуда в Алматы взялся трехсотлетний дуб?

Уникальное дерево растет в нашем городе — дуб, возраст которого более трехсот лет. В чем же его уникальность, спросите вы? Ответим: даже в том, что самое старое дерево алматинского природного ареала принадлежит к этой породе. А уж про возраст…

фото: vlast.kz

Большим заблуждением многих алматинцев считается версия о закладке русского военного укрепления на месте древнейших казахских поселений — в местности, которая якобы напоминала лес и сад.

На самом деле, по воспоминаниям первопоселенцев, здесь, в предгорьях Заилийского Алатау, растительности, кроме как травы, кустарников и редких островков карагачей (по пять-шесть деревьев перед курганами-могильниками сакских царей) не было. Местное население издревле занималось не садоводством, а земледелием.

Все, что со временем превратило Алматы в город-сад, дело рукотворное

Благодаря Николаю Бауму и его сподвижникам — меценату Медеу Пусурманову и, конечно же, Герасиму Колпаковскому, военному губернатору Жетысу – Семиреченской области — наш город обрел такое богатство, как парки, скверы, аллеи и зеленые насаждения вдоль улиц.

Откуда дуб?

Существовала на севере от Верного природная роща, которая в первые годы и подпитывала будущий центр Семиречья саженцами. Но они быстро закончились – город-то рос как на дрожжах. Роща оказалась под угрозой исчезновения. Тут и взялся за ее культивацию Николай Баум.

Однако совершенно точно, что ни Баум, ни Колпаковский дуб этот не высаживали. И даже Медеу Пусурманов, некогда на собственные средства заложивший дубовую рощу в верхней части города (там, где пролегла новая улица имени Оспанова) к дубу, возраст которого определяется в 300 лет, отношения не имеет. Но дерево-то есть, и надеемся, что будет расти еще не одно столетие. Дубы они такие, великовозрастные.

«…Старейший дуб находится за так называемым «Пугасовым» мостом. Таинственна история его появления в Семиречье, ведь дубы не растут в Азии.

Как же появилось в нашем городе это уникальное дерево?»

– задается вопросом журналист Ирина Васильева и проводит свое исследование о дереве, притянувшем к себе наше внимание.

фото: Анна Шелепова

Итак, на вопрос, откуда в городе, где культурные посадки начались 165 лет назад, трехсотлетнее дерево, никак не способное вырасти из ничего (кто-то же должен был привезти сюда желудь и закопать его), мы попытаемся ответить несколько ниже. А пока расскажем о дубах вообще.

Смертная казнь за вырубку

Во все времена дубы — богатыри среди растительного мира — ценились высоко. Из их древесины изготавливали срубы колодцев, и вода сохранялась чистой, холодной и не цвела. Дубовый стол и дубовая ступа у крестьян считались наилучшей мебелью и утварью.

Из дубовой древесины делали кадки, бочонки, гнули полозья и ободья. Сваи, которые забивались в воде, тоже были из дуба. На эту древесину не оказывало влияние время: она не гнила в воде, была неподвластна жучкам-древоточцам, ее не могли испортить ни солнце, ни ветер. О ценности этого дерева свидетельствует и то, что, например, во времена Петра I за уничтожение любого дерева из списка заповедных полагался огромный штраф — 10 рублей,

а за спиливание дуба – смертная казнь

Почти у всех народов мира дуб всегда пользовался особой любовью, уважением и нередко объявлялся священным. Он считался деревом бога-громовержца (у древних греков это Зевс, у римлян Юпитер, у славян Перун, у литовцев Перкунас). Перед божественными изображениями горел «вечный огонь», поддерживаемый древесиной дуба. Дубовые ветви олицетворяли могущество и знатность. Венком из дубовых листьев награждали за гражданские подвиги.

В народном творчестве ни одно другое дерево не упоминается так часто и с таким уважением. Дуб — символ мужского начала, мощи, твердости, силы и долголетия. В живописи это сильное дерево изображалось как Мировое древо, объединяющее три начала мироздания. К образу дуба часто обращались художники, писатели и поэты — вспомните крыловскую свинью под дубом, пушкинский дуб у лукоморья или дуб в романе Л. Толстого «Война и мир».

За полтора века до Верного

Но вернемся из сказок в реальность и расскажем, что естественным ареалом произрастания этого мощного дерева являются регионы Северного полушария с умеренным климатом. В наши края дуб завезли русские переселенцы. Они выращивали дубовые рощи ради желудей и коры, которая шла на дубление кож и приготовление лекарственных средств. Известно, что в 1870 году из Воронежа в Семиречье было прислано три пуда желудей. Их и распределили между уездами. Можно смело предположить, что большинство алматинских исполинов выросло именно из них.

Но еще раз заострим внимание читателя:

дереву, о котором идет речь, по мнению ботаников, более 300 лет

Значит, в год основания военного укрепления (1854) и начала посадки деревьев благородных пород ему было уже более 150 лет! Именно это и заинтересовало краеведов. И до сих пор они ищут ответ на вопрос, откуда в Алматы взялся 300-летний дуб.

Об этой тайне еще в 1922 году задумался побывавший в Верном известный путешественник В. В. Сапожников. Он даже особо упомянул о нем в «Очерках Семиречья»:

«…на отдельной поляне красуется дуб Колпаковского» (но в народе все-таки прижилось другое название – дуб Пугасова).

Все для фронта

Несколько раз за свою долгую историю дерево было на грани гибели. Серьезная опасность над ним нависла в годы Великой Отечественной войны. Из-за нехватки топлива тогда вырубались даже столетние тополя и карагачи. Спас дуб председатель совнаркома Нуртас Ундасынов, велев приставить к дереву часового.

Краеведы свидетельствуют, что в 1942 году из-за скудного снабжения города топливом всю деревянную изгородь парков, скверов растащили и сожгли в печках. Было даже распоряжение о создании десяти бригад по вырубке деревьев в городской черте.

В результате вырубили столетние карагачи

Насколько был близок к гибели наш дуб, можно судить по распоряжению, подписанному первым заместителем Совнаркома А. П. Заговельевым. Согласно этому документу, Григория Васильевича Нечитайло, первого зампреда исполкома Алматинского горсовета, обязали обеспечить порубку того самого дуба по улице Грушевой (ныне улица Зверева).

В распоряжении подчеркивалось:

«Дуб нужен для выработки солдатских шинелей, необходимых фронту»

(Шинельное сукно изготавливается в том числе из вискозы. Она, в свою очередь, получается из целлюлозы, которая вырабатывается из древесины).

Спасение патриарха

Нечитайло не раз видел этот дуб, знал, что ему более трехсот лет и что он является уникальным экземпляром на территории Семиречья. На свой страх и риск Григорий Васильевич решил спасти его от вырубки. Когда представители комбината нажимали и угрожали прокурором за срыв поставки шинелей фронту, он придумывал всякие «объективные» причины.

Хитроумных отговорок, объявленных саботажем, хватило на два дня. На третий через спецчасть он получил письмо от того же Заговельева. В письме говорилось, что если в течение 24-х часов не обеспечат порубку дуба, он будет отдан под суд по закону военного времени. Что делать?

Григорий Васильевич отправился напрямую к председателю Совнаркома Н. Ундасынову, надеясь, что тот, являясь страстным любителем леса, поймет и поможет разрешить этот вопрос. Показал распоряжение и рассказал об уникальном дереве.

«Поехали посмотреть на этого патриарха, — вспоминал позже Нечитайло. – Нуртас Дандыбаевич заверил меня, что переговорит с Заговельевым и перезвонит. В результате для суконного комбината было решено вырубить другой дуб. А этот красавец до сих пор радует жителей города».

Натурщик детских фантазий

Вот так, в результате неравнодушия и смелости этих людей в то суровое время, когда заступничество могло стоить жизни, дуб был спасен и дожил до наших дней.

И до сих пор растет великан на территории детского сада №109 (угол улиц Шевцовой и Зверева). Для его воспитанников дуб-патриарх – любимый персонаж их рисунков.

Уникальное дерево внесено в список «Программы развития особо охраняемых природных территорий города Алматы на период до 2020 года» как

«Памятник природы местного значения»

Несколько лет назад дерево заболело, но подгнивший ствол удалось укрепить бетоном, и оно устояло. Высота дедушки-дуба выше 30 м, диаметр — около 5 м.

Средняя продолжительность жизни дуба – 10 столетий. Но известны случаи, когда эти могучие деревья живут и более тысячи лет. Например, дуб в литовской деревне Стелмуже считается самым древним в Европе – ему примерно 2 000 лет, диаметр его ствола 9,13 м. По сравнению с этим стариком наш практически юноша. Но в масштабах жизни, отпущенной человеку, возраст 300 лет вызывает уважение и трепет… Сколько всего произошло в его бытность, свидетелем чего он является, какие тайны хранит? Кто знает…

За завесой истории

Как в нашем городе появился дуб-патриарх, теперь можно только гадать. Быть может желудь случайно обронил какой-нибудь купец — из тех, что путешествовали по древним караванным путям. А может быть негоциант, будучи по торговым делам за Уралом, набрал диковинных орехов, коими и являются желуди, и решил привезти на свою родину — так, на всякий случай. А может тот путешественник посадил его специально — на добрую память или чтобы отметить место привала возле прохладной горной речки и вернуться в этот благодатный край еще раз. Как знать. Дуб о том молчит…

— Может быть вы что-то знаете об этом уникальном алматинском великане? – позволим и мы вместе с автором столь интересного исследования обратиться к горожанам с вопросом.

Однако ясно одно, и дуб-патриарх тому подтверждение: Алматы — город с древней историей.