Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Кто решает судьбу Узбекистана: размышления политолога

7084

Согласно концептуальному анализу партийной системы Узбекистана, который провел политолог Санжар Саидов, ситуация на политической арене далека от однозначной.

Более того,  учитывая, что актуальность темы политической реформы растет на новой волне перемен, вопросы партийной системы практически не изучены. Поэтому политолог пытался ответить на вопрос, насколько деятельность партий отвечает современным требованиям общества.

Сегодня в Узбекистане официально зарегистрированы пять политических партий.

  • Народно-демократическая партия Узбекистана,
  • Социал-демократическая партия «Адолат»,
  • Демократическая партия «Миллий тикланиш»,
  • Либерально-демократическая партия,
  • Экологическая партия Узбекистана.

Народно-демократическая партия Узбекистана (НДПУ)

Первая политическая партия, создана 1 ноября 1991 года, когда Узбекистан стал независимым государством.

НДПУ можно назвать правопреемницей бывшей Коммунистической партии. Согласно официальным данным, общее число ее членов — около 425 тыс. человек. На местах функционируют 11 тыс. первичных парторганизаций. Председатель центрального совета — Хатамжон Кетманов.

Согласно партийному уставу, главной целью является

материальное и духовное благополучие человека труда, каждой семьи. Надежное обеспечение равных возможностей, конституционных прав и гражданских свобод. Защита чести и достоинства, мирной жизни людей, независимо от их национальной принадлежности, социального положения, политических убеждений и вероисповедания

Печатный орган – газеты «Узбекистон овози» и «Голос Узбекистана».

Социал-демократическая партия «Адолат»

Основана 18 февраля 1995 года на учредительном съезде. Высшие органы: съезд, политсовет, президиум политсовета. Председатель политсовета – Наримон Умаров.

Общее число членов – 135 тыс. человек.

Функционируют около 3 тыс. первичных партийных организаций.

Печатный орган – общественно-политическая газета «Адолат».

Основная цель –

построение правового демократического государства, отвечающего интересам всех наций и народностей. Установление в обществе социальной справедливости. Обеспечение прав и свобод личности, создание нравственного и просвещенного гражданского общества

«Миллий тикланиш»

Партия была образована 20 июня 2008 года после слияния демократической партии Узбекистана «Миллий тикланиш» и партии «Фидокорлар».

Председатель — Алишер Кадиров.

Основные цели:

создание благоприятных условий для роста национального самосознания. Формирование и укрепление у граждан страны чувства национальной гордости, преданности и любви к Родине. Объединение в своих рядах патриотов своей страны, мобилизация их интеллектуального и творческого потенциала для служения Узбекистану и поднятию его международного авторитета. Внесение действенного вклада в дело патриотического воспитания молодежи в духе уважения, любви и гордости за свою Родину

Общая число членов — 190 тыс. человек.

Печатный орган  — общественно-политическая газета «Миллий тикланиш».

Либерально-демократическая партия Узбекистана (УзЛиДеП)

Другое название — Движение предпринимателей и деловых людей.

Создана 15 ноября 2003 года по инициативе Ислама Каримова.

Партия считает своей основной целью

консолидацию, объединение и координацию деятельности класса собственников

Лидер — Актам Хаитов.

Численность членов — свыше 252 тыс. человек.

Печатный орган – общественно-политическая газета «XXI asr».

Экологическая партия Узбекистана

Создана 8 января 2019 года, зарегистрирована 24 января.

Основные программные цели новой политической партии:

достижение целей устойчивого развития страны. Создание благоприятных экологических условий для населения Узбекистана. Мобилизация всех сил сообщества для защиты уникальной природы. Разработка и реализация региональных и местных программ по экологии и охране здоровья. Повышение уровня образования, воспитание молодежи в духе бережного отношения к природе и ее ресурсам

На сегодняшней день все эти политические партии имеют мандатные места в законодательной палате Олий Мажлиса (парламент Узбекистана), а также областных, районных и городских представительных органах.

Наряду с положительным опытом развития партийной системы, в стране существуют некоторые концептуальные проблемы.

Фундаментальные проблемы

Следует отметить, что 12 июля 2017 года на встрече президента Шавката Мирзиёева с представителями Олий Мажлиса, политических партий и Экологического движения Узбекистана деятельность политических партий и членов депутатского корпуса была подвергнута критическому анализу.

Особое внимание было уделено

отсутствию межпартийной политической конкуренции,

проблемам работы с электоратом, недостаткам в работе Законодательной палаты Олий Мажлиса, местных советов и так далее.

Исходя из этого, фундаментальные проблемы партийной системы в Узбекистане можно классифицировать следующим образом.

Во-первых, не будет преувеличением сказать, что нынешние политические партии в своей деятельности отдалялись от общества и электората.

Трудно увидеть индивидуальность и конкуренцию в программах политических партий. Эти партии не в состоянии продвигать альтернативные программы и модели развития параллельно с официальной политикой правительства.

Активность партийных фракций в Законодательной палате Олий Мажлиса и депутатов также находится не на должном уровне.

Почти

90% принятых законодательных актов инициируется со стороны правительства или института президента

Следует отметить, что любая политическая партия может считаться политической силой только тогда, когда идет в ногу со временем и способна соответствовать жестким требованиям современности.

Во-вторых, еще одной из главных проблем является то, что социальная база политических партий сформирована не полностью. Кроме того, нет системы «обратной связи» между политическими партиями и социальной группой, которую они объявляют своим электоратом. Для решения социальных и экономических проблем население предпочитает обращаться не к депутатам, а в органы власти или правоохранительные структуры.

Об этом свидетельствует, например, опрос, проведенный Независимым институтом по мониторингу формирования гражданского общества. На вопрос «кто, по вашему мнению, реально защищает ваши права» большинство респондентов (27%) ответили, что правоохранительные органы — МВД, СНБ, прокуратура и суд. Другие участники назвали районные и городские власти. Но

ни один из опрошенных не отметил политических партий или депутатов

В-третьих, в настоящее время очень актуальной остается проблема кадров в организациях политических партий. В партийной системе все еще работают старомыслящие сотрудники и партийные функционеры.

Нет дороги молодым — нет ценностей

Одной из причин, по которой молодые инициативные кадры с современными знаниями и навыками не приходят в систему политических партий, можно назвать низкую зарплату.

Так, например, сотрудники центрального аппарата политической партии получают от 1,5 до 2 млн сум (примерно $170-230), в зависимости от должности.

Кроме того, жесткая бюрократическая система, созданная в системе партийных организаций, также негативно отражается на привлечении профессиональных кадров в их ряды.

В-четвертых, еще одна важная проблема для политических партий — отсутствие демократических норм и ценностей. В деятельности партий, претендующих на звание «демократической», преобладают недемократические настроения.

Это чувствуется и в управлении партийных организаций, и в выдвижении кандидатов в депутаты от партии, и в установленных в партийной системе глубоких вертикальных отношениях. Это фактически приводит к ухудшению имиджа политических партий в стране, которые должны выступать в роли истинных институтов гражданского общества по продвижению в нем демократии.

Опозицифобия

В-пятых, идеологические основы и предвыборные платформы существующих партий очень близки. И между ними нет принципиальной разницы. В качестве примера можно привести лишь некоторые факты.

С одной стороны, идея «справедливости» (Адолат), с другой — идея «национального возрождения» (Миллий тикланиш), очень близки друг другу. Другой вопрос, что у этих партий почти нет внешнеполитических позиций.

В целом идеологический дискурс в обществе — в частности, в партиях — слишком слаб. Поэтому идеологии, которые партии для себя определили, недостаточно сформированы.

В-шестых, партии Узбекистана почему-то боятся слова «оппозиция». Это слово хоть и включено в законы, но в политическом процессе и диалоге практически не используется.

На взгляд политолога, этот вопрос тоже требует инновационного подхода и прояснения. Дело в том, что слово «оппозиция» стало стереотипом и управляемым понятием, очень узким и негативным. Если посмотреть на проблему шире, для Узбекистана было бы лучше создать не оппозицию, а плюралистическую политсреду. То есть для продвижении различных идей, мнений, потребностей, интересов и требований, присущих обществу, должны создаваться и соответствующие каналы.

Какие политические партии нужны

На этот вопрос трудно дать однозначный ответ, но можно сделать следующие научные предложения:

  • Партия «Миллий тикланиш» («Национальное возрождение»): почти за 30 лет независимости в стране в некотором смысле состоялся процесс национального возрождения. Теперь пришло время перейти к национальному развитию. Поэтому целесообразно пересмотреть как название, так и идеологическую базу этой партии.
  • Предложение по созданию «Партии Туркестан». Она могла бы стать политической силой, направленной на центральноазиатскую интеграцию, которая объединяет страны региона социальными, политическими и культурными узами. В европейских странах, например, существует партия Европы.
  • Создание «Партии республиканцев»: Республиканская партия могла бы быть нацелена на оптимизацию госуправления, повышение его эффективности и укрепление исполнительной дисциплины. В идеологии республиканцев можно воплощать идеи демократии, государственности и гражданского общества.

Санжар Саидов отмечает, что не обязательно должны быть созданы именно такие партии. Это только идеи для обсуждения.

В этом контексте нужно признать необходимость проведения научной дискуссии между представителями государственных и общественных организаций, политических партий, политологами и другими заинтересованными сторонами.

Что делать

Следует отметить, что в новой истории Узбекистана система политических партий не всегда была одинаковой. Одни объединялись, другие ликвидировались. Это нормальный диалектический процесс. В связи с этим

политолог предлагает обсудить предложения по расширению участия политических партий в формировании правового демократического государства

и сильного гражданского общества, повышении социально-политической активности населения и интеграции социума.

  • Сегодня пришло время превращать действующие политические партии в так называемые «фабрики мысли» (think tanks). Которые проводили бы повседневный анализ по реформированию общественной и государственной жизни.
  • Чтобы преобразовать политические партии Узбекистана в институты представительной демократии, сначала необходимо повысить их эффективность. При работе с электоратом надо внедрять новые инновационные социальные механизмы и развивать межпартийную конкурентную среду. Обеспечение прозрачности и легитимности общественно-политической системы в первую очередь зависит от создания политического плюрализма в обществе. Нужно подчеркнуть, что многопартийная система сама по себе демократию не создает.
  • Успех широкомасштабных реформ в Узбекистане, которые выдвинул Мирзиёев на основе Стратегии действий, прежде всего зависит от предстоящих парламентских выборов в конце 2019 года. Следует отметить, что сегодня Узбекистану необходимы демократические партии, демократические выборы и демократический парламент.
© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter