ВОЗ не признает смертельный вирус опасным, но денег просит. Признанные эксперты в области здравоохранения, мягко говоря, удивлены решением Комитета Всемирной Организации Здравоохранения. Вирус Эбола убил в Конго уже порядка 1 500 человек и вышел за границы страны. Но ВОЗ не считает, что ситуация требует чрезвычайных мер.
Смертельная геморрагическая лихорадка свирепствует в Конго уже 10 месяцев. И только в конце прошлой недели состоялось заседание Чрезвычайного комитета ВОЗ. На повестке дня один вопрос – считать ли вспышку вируса Эбола чрезвычайной ситуацией угрожающей мировому сообществу? Резолюция гласила – «вторая в мире смертельная вспышка Эболы, обнаруженная в августе 2018 года, не соответствует всем критериям международной чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения».
Издание The Wall Street Journal (WSJ) приводит комментарий и. о. председателя комитета ВОЗ Пребена Аавитсланда. В частности он сказал, что
объявление международной чрезвычайной ситуации может иметь негативные последствия
Поскольку это скажется на передвижении граждан страны и торговле. И это может нанести экономический ущерб Конго. Также он добавил, что «ситуация чрезвычайная только для самого Конго, и соседних стран».
Подобные заявления вызвали бурю негатива среди экспертного медицинского сообщества. По данным министерства здравоохранения Конго, с начала появления вируса Эбола по крайней мере 2 108 человек заболели смертельной болезнью. Из них 1 411 умерли. Более того, само заседание Комитета ВОЗ было связано со смертью 5-летнего мальчика и его бабушки в соседней Уганде. Мальчик умер 12 июня, бабушка на день позже. У них нашли вирус Эбола,
и это значит, что смертельная лихорадка вышла за границы Конго
По мнению экспертов, опрошенных WSJ, ВОЗ обязан объявить международную тревогу. Поскольку на фоне торговых войн, обострении ситуации с Ираном и т. д. вспышке смертельной лихорадки уделяется слишком мало внимания. Так, директор благотворительной организации Wellcome Trust в Великобритании Джереми Фаррар, отметил, что «эта эпидемия находится в пугающей фазе и не имеет признаков прекращения в ближайшее время». В свою очередь Лоуренс Гостин, директор факультета здравоохранения Университета в Джорджтауне сказал, что подобный уровень заболеваемости и смертности требует кардинальных мер.
Эксперты считают, что объявление международной чрезвычайной ситуации имеет решающее значение. Эта мера позволит заручиться полной международной поддержкой. Положить конец эпидемии и обеспечить защиту для групп риска. Однако Генеральный директор ВОЗ Тедрос Адханом Гебреесус с ними не согласен. Отвечая из Конго на вопросы WSJ по телефону, он сказал, что поддерживает решение Комитета. И пока вспышка является чрезвычайной ситуацией только для тех, кто пострадал от нее.
Также он призвал страны помочь ВОЗ восполнить дефицит средств — $54 млн
Такая сумма, по его словам, нужна для финансирования мер реагирования.
«Нам нужно, чтобы международное сообщество усилило свои финансовые обязательства, чтобы положить конец вспышке», — сказал он.
Также Гебреесус сообщил, что работа в стране осложнена активностью повстанцев. Они нападают на врачей и взрывают очистные сооружения. Это не способствует соблюдению гигиены. К тому же органы здравоохранения не могут отследить, как и где распространяется лихорадка Эбола. Потому что в стране высокий уровень недоверия со стороны населения. «Доходит до того, что люди прячут своих инфицированных членов семьи от врачей», — сказал он.
ВОЗ четыре раза объявляла «чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение»: