Алматинский суд вынес решение о сносе авторынка «Жибек Жолы»: инициатором «казни» выступил городской ГАСК. Однако, по мнению противоположной стороны, настойчивое желание чиновников вызывает массу неудобных вопросов. Тем более, что речь идет о судьбе четырех тысяч казахстанцев.
«Летом 2018-го года нам стало известно, что со стороны алматинского ГАСКа был подан судебный иск. Претензия касалась демонтажа якобы незаконных построек на территории рынка. Мы обратились в специализированный экономический межрайонный суд, получили исковое заявление.
Выяснилось, что процесс без нашего участия идет уже полтора месяца
Основанием для иска стали проверки ГАСКа, проводившиеся в 2015 и 2016 годах. Действительно, тогда приходили представители организации — было вынесено предписание. Мы заплатили административный штраф», — рассказал юрист ТОО «Международный торговый центр «Жибек Жолы» Александр Соловьев.
Помимо этого, ГАСК предъявил претензии арендаторам — это сорок СТО, магазинов и т. д. Юрист отметил, что согласно договору аренды, предпринимателям сдавались только земельные участки. Съемщики должны были установить легкие строения, которые не подлежали «узаконению». Контейнеры и киоски можно было легко убрать.
«Всю ответственность за исполнение договора должны были нести арендаторы. И в случае предъявления требований со стороны госорганов они сами должны были исправить «ошибки».
На тот момент на рынке вводилась в эксплуатацию «вторая очередь». Часть собственных объектов «Жибек жолы» были не узаконены.
В суде мы предоставили все документы, чего не смогли сделать арендаторы
По идее, их строения должны были легко разбираться. Но оказалось, что у СТО появились бетонные фундаменты и смотровые «ямы». Такое обстоятельство, по мнению представителей ГАСКа, связывает арендуемые объекты с «землей» рынка», — продолжил Александр Соловьев.
Итог: суд принимает решение о полном сносе арендуемых строений. К собственным зданиям рынка «Жибек Жолы» судья претензий не имеет.
«Также рассматривался вопрос о нахождении на «красных линиях» и в водоохранных зонах. Однако суд, рассмотрев документы, принял решение в нашу пользу. Но не в пользу арендаторов. Естественно, мы попытались защитить интересы людей — решение было обжаловано в городском суде», — объяснил Соловьев.
Для понимания ситуации необходимо вернуться в 2007 год. Тогда начинался «болезненный» процесс по сносу авторынка «Баян-Аул».
К собственникам «Жибек Жолы» обратились из акимата Карасайского района
Чиновники попросили принять арендаторов от «соседей». Им были выделены участки без всякой оплаты.
«Они начали работать у нас. 40 объектов принадлежали 25-ти индивидуальным предпринимателям. У них работают наемные сотрудники. По иску архитектурного управления ответчиком был заявлен только рынок. Однако мы подали ходатайство о привлечении к процессу всех арендаторов.
Поскольку все спорные строения принадлежат им, они вкладывали в строительство свои деньги. Стоит отметить, что на рынке самая низкая арендная плата. Один участок обходится в 25 000 тенге.
Налоги арендаторы платят исправно. В принципе, у нас нет к ним претензий. Тем не менее было принято решение о сносе их объектов. По решению районного суда — разрушение за счет съемщиков. По решению городского суда — за наш счет», — подчеркнул представитель рынка «Жибек Жолы».
Защищая интересы частников, было подано прошение об отсрочке сроков сноса. Если ранее это необходимо было сделать сразу же после вступления апелляционного решения в силу, то сегодня получено «послабление».
«Мы хотим помочь арендаторам. Рассматривается вариант модернизации и переноса строений. Представьте, что люди остаются без «крыши над головой». К тому же, если убирать СТО, теряют выгоду и продавцы запчастей. То есть снос затронет интересы большего количества людей», — посетовал юрист.
Несмотря на положительное для рынка решение, архитектурно-строительный контроль Алматы сделал «второй заход». Речь идет о полном демонтаже «Жибек Жолы».
«21 ноября 2018 года ГАСК повторно обращается в суд. Очередной иск носит «удивительный характер». По мнению чиновников, четыре ввода в эксплуатацию, полученные в 2005, 2014, 2017 годах, необходимо признать незаконными. Удивительно, но в этой «приемке» принимал участие сам ГАСК, пусть и Карасайского района.
Все мыслимые и немыслимые сроки претензий прошли
Было заявлено ходатайство о применении сроков процессуальной давности. Однако суд это обстоятельство даже не рассмотрел.
Иск содержал нормы, которые не подлежали применению. Были ссылки на законы, которые начали действовать уже после приемки объектов рынка», —
поделился своими впечатлениями Соловьев.
Фактически, по словам юриста, на рынке «Жибек Жолы» работают около 4 000 человек. «Переселенцы» с «Баян-Аула» попадают в знакомую им ситуацию: рынок закрывают, а они вынуждены искать новые места.
Перенос объектов на другие специализированные рынки автозапчастей влетит предпринимателям «в копеечку»
Только за свободный участок у «соседей» они будут вынуждены выложить более 10 000 долларов. Плюс расходы на переезд и организацию рабочего места. Многие из них имеют «на руках» кредиты в банках.
«В итоге иск был удовлетворен. Основанием для такого решения стал отзыв ГАСКа Алматинской области. Якобы они признают, что рынок был «принят» неправильно. Сам отзыв составлен на простой бумаге, без подписей и печатей.
Кроме того, опять появились вопросы «красных линий» и водоохранных зон. И это учитывая, что согласно официальным документам, ни один внутренний объект рынка не касается таких линий. Более того, новые «красные линии» были нанесены только после присоединения территорий к городу», — продолжил Александр Соловьев.
Для решения проблем представители рынка обращались в акимат Алматы, в НПП «Атамекен». Однако это никак не повлияло на «странные» заключения госорганов.
«Естественно, мы подали апелляцию. Странно, что второй суд не учел «результатов» первого иска. Буквально в этом же здании, в соседнем кабинете, при тех же документах было принято решение в нашу пользу. Все акты, признанные незаконными, ранее считались правильными», — резюмировал Соловьев.
Юрист предлагает задуматься. Если сегодня у людей с рынка «Жибек Жолы» есть место для работы, то завтра они могут лишиться всех доходов.
«В декабре 2017 года председатель Верховного суда РК говорил, что суды, разрешая споры предпринимателей с государственными органами, более склонны поддерживать позицию последних. Госорганы, наоборот, твердят о рисках, исходящих от недобросовестных предпринимателей. Суд, рассматривая такие споры, должен руководствоваться основными принципами правосудия — состязательности и равноправия.
Судебные инстанции обязаны разрешать вопросы исходя из критериев справедливости и разумности
«В настоящее время существование рынка «Жибек Жолы» носит только положительные моменты. Но каким будет результат сноса? Разоренные предприниматели и их работники. Клиенты рынка без обслуживания своих машин и запчастей. Государство потеряет исправных налогоплательщиков. Разве это справедливо и разумно?» — задает вопрос Соловьев.
Редакция медиапортала готовит официальный запрос в алматинское управление градостроительного контроля. Журналисты издания намерены расставить все точки над «i» в этой спорной, на наш взгляд, ситуации.