В Казахстане это первый случай, когда адвокату вменили нарушением работу в Республиканской коллегии адвокатов. Решение еще не вступило в законную силу, но прецедент создан.
Процесс начался в марте 2019 года. По итогам проверки Северо-Казахстанский департамент юстиции вдруг обнаружил: адвокат с 2016 по 2018 годы занимал должность исполнительного директора в республиканской коллегии. Ссылаясь на нормы закона, истец посчитал это нарушением. Хотя этот же закон прописывает, что адвокат вправе быть избранным на оплачиваемую должность в коллегиях.
В процессе разбирательства Сергей Сизинцев неоднократно говорил суду, что для департамента юстиции его деятельность не была секретной.
Адвокат регулярно выступал с критикой в адрес госорганов по поводу ущемления прав адвокатов
Сизинцев считает, что именно это основная причина претензий минюста к нему.
Минюст подал в суд на известного адвоката
Кроме того, во время судебного разбирательства лично министр юстиции Марат Бекетаев, которому Сизинцев написал на официальный блог, дал недвусмысленный ответ.
«Адвокаты, занимающие выборную или назначаемую должности в территориальной или республиканской коллегиях адвокатов, не обязаны предпринимать какие-либо действия по приостановлению действия лицензии на занятие адвокатской деятельностью», — написал министр.
Эту переписку Сергей Сизинцев принес в суд. В итоге 21 мая судья Петропавловского городского суда Лариса Крюкова вынесла решение удовлетворить все претензии юстиции. В ее решении есть масса любопытных выводов.
Например, она пишет, что в функциональные обязанности Сизинцева во время работы в коллегии входило, помимо прочего, участие в качестве представителя самой коллегии в гражданском судопроизводстве в качестве ответчика и третьего лица.
Несколькими абзацами ниже, уже противореча самой себе, судья утверждает, что функциональные обязанности исполнительного директора не связаны с оказанием юридической помощи.
Интересы Сизинцева в суде представляли 18 адвокатов со всей страны. Многие доводы защиты судья в своем решении не приняла во внимание. С формулировкой «на существо спора не влияют». Ответ министра Бекетаева на официальной блог-платформе по существу спора Лариса Крюкова также отвергла. Сославшись на то, что ответ не официальный. Доводы адвокатов о преследовании Сизинцева за его гражданскую позицию судья назвала голословными.
В 2017-2018 годах против адвокатов Казахстана органами юстиции подано в общей сложности два десятка исков
Судебная практика по ним неоднозначна — одних за определенные проступки лишили лицензии, а других нет. Только в Нур-Султане суды назвали лишение адвоката лицензии крайней мерой, которая несправедлива сама по себе. В регионах же шашкой против адвокатов судьи машут весьма продуктивно. В том числе вменяя правозащитникам в вину несовершенные проступки. Такие примеры в редакции есть.
Случай с Сизинцевым — первый в истории казахстанской адвокатуры. Когда адвокат не занимался бизнесом, не подрабатывал в запрещенном ему месте. Он занимал пост в органах адвокатуры. А это назвали грубым нарушением закона. Министр говорит, что нарушения нет, а его филиал в регионе при поддержке служителей Фемиды — обратное.