Главная претензия министерства к Сергею Сизинцеву, управляющему партнеру юридической фирмы «De Facto» такова: он трудился и адвокатом, и исполнительным директором коллегии одновременно.
Оказывается, минюст проверял Северо-Казахстанскую коллегию адвокатов на судимости и занятие предпринимательской деятельностью. Проверка выявила, что адвокат Сергей Сизинцев с 2016 по 2018 годы занимал должность исполнительного директора Республиканской коллегии адвокатов. А его лицензия в это время приостановлена не была.
Ссылаясь на закон об адвокатской деятельности, министерство пишет следующее:
«Адвокату запрещается занимать иную оплачиваемую должность, кроме случаев вхождения в состав наблюдательного совета коммерческой организации, избрания или назначения арбитром соответствующего арбитража для разрешения спора, а также занятия преподавательской, научной или творческой деятельностью. Адвокат вправе быть избранным на оплачиваемую выборную или назначаемую должность в коллегии адвокатов, Республиканской коллегии адвокатов и международных общественных объединениях адвокатов».
Налицо противоречие — одновременно одно и то же и можно, и нельзя. Мы обратились в департамент юстиции СКО за комментариями.
— Статья состоит из двух абзацев, — пояснила руководитель отдела по праворазъяснительной работе и оказанию юридических услуг департамента юстиции СКО Ирина Сактанова. — Первый абзац носит императивный характер (то есть конкретно, без вариантов — ред.). Где прописано, что
адвокату запрещается занимать иную оплачиваемую должность. А во втором абзаце предоставляется право адвоката быть избранным
То есть он вправе пойти на эту должность и вправе отказаться, если его избирают. Соответственно, это право ограничено абзацем первым, императивным. То есть адвокат должен подать заявление на приостановление действия лицензии.
— А претензии к Сизинцеву только за исполнительное директорство в Республиканской коллегии адвокатов?
— Да.
— Я верно вас поняла, что если адвоката избрали в коллегию на оплачиваемую должность, он должен или отказаться, или приостановить лицензию?
— Да.
Сизинцев на иск отреагировал оптимистично. Он считает, что столь надуманный повод отобрать у него лицензию имеет другие причины.
— Единственное основание иска — то, что я два года наряду с адвокатской деятельностью работал в должности исполнительного директора Республиканской коллегии адвокатов и получал оплату за эту работу, — написал Сизинцев на своей странице в Facebook. — Этим, по мнению министерства, я «нарушил основополагающий принцип верховенства закона, согласно которому юридическая помощь предоставляется адвокатом на началах равенства всех перед законом, обязанности соблюдать требования Конституции Республики Казахстан, а также Закона РК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан». Я пока не буду подробно останавливаться на иске. Скажу лишь, что
закон разрешает адвокату занимать оплачиваемые должности в территориальных коллегиях адвокатов и Республиканской коллегии адвокатам
Поэтому иск явно необоснованный.
За что же минюст хочет пожизненно лишить Сизинцева права на работу? Адвокат считает, что за критику поправок в адвокатский закон. После его неоднократных публикаций и поездок в Варшаву и Вену
ОБСЕ и ООН дали отрицательное заключение на проект минюстовских поправок в закон
А тут выясняется еще одна немаловажная деталь по иску к адвокату. Доверенность от минюста на представление его интересов может давать только министр. В данном случае она подписана заместителем министра, то есть лицом, не уполномоченным на такие действия.
А теперь вопрос: точно ли господин Бекетаев знает о том, что возглавляемое им ведомство направо и налево размахивает исками против адвокатов в регионах?
Данную публикацию просим считать официальным запросом в Министерство юстиции.