В Казахстане сегодня отмечают День работников средств массовой информации. Проще говоря день — журналистики. И раз уж на то пошло, давайте узнаем об этой самой журналистике несколько занятных историй…
Журналистика зародилась в Европе еще в Средневековье. Прародителями нынешних работников СМИ можно считать глашатаев, курьеров и герольдов. На центральных площадях городов и сел они зачитывали указы монархов.
По сути, издания, которые зародились много веков назад, но смогли удержать свои позиции, и в XXI веке должны быть наиболее популярными среди читателей. Ан нет! Мировое лидерство принадлежит национальной японской газете The Yomiuri Shimbun. Ежедневно ее читают примерно 10 млн человек, что сравнимо с населением Швеции или Венгрии.
Первый номер The Yomiuri Shimbun вышел 2 ноября 1874 года. Издание не только имеет свои представительства в наиболее крупных городах Японии, но и издает газету The Daily Yomiuri – печатное средство массовой информации для японцев на английском языке.
Представьте себе издание, обложка которого украшена чистым золотом и инкрустирована бриллиантами. Именно такое необыкновенное оформление у эксклюзивного издания Royal Report.
СМИ посвящено новостям и статьям о роскоши. Оно не только пишет о богатстве, но и предоставляет возможность получить райское наслаждение. За 229 тыс. долларов читателю откроют годовую подписку на Royal Report и право отдыха на любом из мировых курортов четыре раза в год. Приятный бонус – 12 часов полетов на частном реактивном самолете.
У журналистов информационных агентств, наверное, самые быстрые ноги и скорость набора текста на клавиатуре. Отметим, что они зарабатывают себе имя оперативностью, актуальностью и ценностью. Но развитие информационных технологий и соцсети составили конкуренцию для информагентств.
В стремлении быть первой и подавать уникальные новости компания ВВС запретила своим работникам публиковать новости на странице в Twitter, не уведомив перед этим коллег о том, что произошло.
Редактор по социальным медиа медийного гиганта Крис Хамильтон официально объяснил решение компании тем, что приоритет ВВС – оповещение не только читателей микроблога в соцсети, но и всей аудитории информагентства.
22 слова – именно столько надо было выговорить украинцу в XIX веке, чтобы купить газету под названием «Всеобщий дневник земских законов и правительства для коронной области Галиции и Володимерии с княжеством Освецимским и Заторским и с большим княжеством Краковским».
«Газета-сороконожка» издавалась во Львове кириллицей и готикой и смогла продержаться всего с 1851 по 1852 годы. Заметки журналистов не пришлись по душе населению, поэтому «Всеобщий дневник» канул в Лету, оставив о себе память только в учебниках по истории украинской журналистики.
Не раз журналистам задают вопрос о происхождении слова «журналюга», полагая, что представители второй древнейшей профессии знают ответ на 100%.
В 1991 году в эфире программы «Пресс-клуб» разгорелся спор между российским исполнителем Александром Градским и телеведущей Кирой Прошутинской. В пылкой дискуссии певец впервые применил слово «журналюга», позже оно стало широко использоваться в народе.
Чтобы понять смысл неологизма, можно вспомнить его итальянский эквивалент «папарацци» – недобросовестный журналист, готовый переступить через нормы морали и закон, чтобы добыть новость-сенсацию.
Сам Александр Градский сознался, что обидеть журналистов не стремился. За «журналюгой» для него скрывался иной смысл, аналогичный «репортерищу».
В Париже издатели решили с креативом подойти к выпуску печатного средства массовой информации. Понимая, что большинство французов пролистывают газеты во время приема пищи, они создали издание из специальной водонепроницаемой бумаги.
Над названием долго раздумывать не пришлось – «Соль и перец» подошло как нельзя кстати. Своей идеей издатели избавили от мучений читающих, не отрываясь от обеденного стола.
В XIX веке особую популярность получил американский альманах, выпуском которого убили сразу двух зайцев – ознакомили с полезными статьями по сельскому хозяйству и решили проблему с личной гигиеной.
«Альманах старого фермера» издавался на мягкой бумаге, а в правом верхнем углу имел небольшое отверстие. Прессу после прочтения вешали на гвоздь в туалете и использовали как туалетную бумагу.
Новость о 13-летнем мальчике Альфи Паттене, который усыновил собственного ребенка, взорвала Интернет после публикации в британском таблоиде The Sun. 8,8 млн человек буквально за неделю «проглотили» информацию английских журналистов и помогли изданию стать рекордсменом.
За первые сутки видеоролик об Альфи Паттене и его 15-летней возлюбленной Шантель Стедман просмотрели более 4 млн человек. Сам факт рождения ребенка в столь раннем возрасте обсудили на форуме около 180 тыс. пользователей.
Из-за внушающих цифр таблоид попал в поле зрения общественной комиссии по жалобам на СМИ. Вот и стремись к рекорду после этого!
Не удивляйтесь, если на какой-нибудь из барахолок увидите журналы Playboy, набранные шрифтом Брайля. В 1970 году издательский дом Playboy Enterprises решил сделать подарок слепым. На тот момент можно было только прочитать Playboy, но никак не «увидеть» замечательные творения фотографов и снимки с шикарными моделями.
Четыре года назад канадский фотограф Лиза Мерфи смогла решить проблему с картинками и начала издавать эротический журнал Tactile Minds (в переводе с английского – «Тактильные мысли»). Девушка уверена, что тем самым смогла занять пустую нишу на книжном рынке.