Последнее время большое влияние на стоимость нефти оказывает прогноз по будущему соглашения ОПЕК+. Против его продления может выступить одна из крупнейших стран мира. Хотя, казалось бы, она больше всех заинтересована в высоких ценах.
Одна из главных тем в Казахстане в последние дни – курс тенге. В преддверии президентских выборов курс доллара побил исторический рекорд, поднявшись выше отметки в 384 тенге. 7 июня по Казахстану наблюдались очереди в обменных пунктах – население скупало американскую валюту, опасаясь девальвации. Нацбанку и ряду финансовых институтов даже пришлось официально призвать казахстанцев не поддаваться ажиотажу. На казахстанской фондовой бирже объем торгов в тот же день установил рекорд – $446 млн. С учетом торгов 6 и 10 июня общий объем составил около 1,1 млрд тг. При этом нацвалюта остается относительно спокойной – курс двигается в пределах 383-384 тенге за доллар.
11 июня глава Национального банка Ерболат Досаев высказался относительно курса. На заседании правительства он заявил, что внутренний валютный рынок зависим от мировых цен на нефть.
«Цены на нефть в период с 27 мая по 5 июня снизились почти на 13% — до $60,6 за баррель. Однако в последние два дня прошедшей недели прошла коррекция до $63,3 на фоне достижения соглашения США с Мексикой. Сыграли свою роль и заявления относительно возможности продления соглашения ОПЕК+ во втором полугодии 2019 года. В результате ослабление тенге за период с 27 мая по 5 июня составило 1,3%».
Досаев подчеркнул, что в последние дни ситуация стабилизировалась. Курс национальной валюты укрепился за период с 5 по 10 июня на 0,3%. По состоянию на 10 июня 2019 года обменный курс составил 383,04 тенге за доллар.
Досаев прямо дает ответ: курс тенге зависит в первую очередь от динамики стоимости нефти. А она во многом связана с будущим сделки ОПЕК+. И тут ситуация не совсем однозначна. Не все участники договора однозначно выступают за ее продление.
Суть сделки сводится к следующему: страны ОПЕК, а также ряд стран, не входящих в картель, снижают совокупную добычу нефти.
Это должно снизить предложение на рынке и, как следствие, поднять (или хотя бы придержать) цены на сырье
На первое полугодие 2019 года сокращение добычи согласовано на уровне 1,2 млн баррелей в сутки от октября 2018 года. Но полугодие скоро кончается. Через две недели, 25 июня, состоится встреча министров энергетики 25 стран-участниц соглашения об ограничении добычи нефти. Министрам предстоит договориться о продлении ограничения до конца года.
Министр нефти Ирака Тамер аль-Гадбан заявил, что участникам ОПЕК+ нужно продлить ограничения по нефтедобыче, причем о ее увеличении не стоит и задумываться.
«Продление ограничений — наиболее вероятная опция для стран ОПЕК+. Причины заключаются в факторах неопределенности, росте запасов, торговых войнах, росте добычи в США. Я думаю, что сокращение продлится по меньшей мере шесть месяцев при необходимости», — заявил он.
По словам Тамера аль-Гадбана, приемлемым уровнем цены нефти для бюджета Ирака является планка выше 70 долларов за баррель. Он отметил, что нефтяные доходы формируют около 90% бюджета Ирака.
Похожей точки зрения придерживается и министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих. По его мнению, участникам соглашения нужно продолжать конструктивное сотрудничество, оставляя политические вопросы за скобками. Об этом он сообщил, отвечая на вопрос о развитии судьбы сделки ОПЕК+ в условиях санкций США против Ирана.
«В современном мире мы сталкиваемся с большими вызовами и трудностями <…> Внимание нужно заострять на сугубо экономических вопросах. И я призываю всех своих коллег к объективной профессиональной работе в интересах всех наших стран и народов», — добавил он.
Однако многое в вопросе продления будет зависеть от России. В декабре в ходе сложных переговоров саудитам все-таки удалось убедить РФ на продление соглашения. Они снизили собственную добычу, покрыв часть квоты, предназначавшейся для России. Сейчас ситуация вновь может повториться – единения в вопросе соглашения нет даже среди чиновников.
По мнению первого зампреда правительства и министра финансов Антона Силуанова,
без продления соглашения цена на нефть может упасть до 30 долларов за баррель
Его в целом поддержал и министр энергетики Александр Новак. С другой стороны, Владимира Путина, видимо, все устраивает и так.
«Конечно, Саудовской Аравии хочется, чтобы цена на нефть держалась выше, у нас такой необходимости нет из-за большей диверсифицированности российской экономики. <…> У нас и так появляется приличная маржа, если иметь в виду, что бюджет подсчитан из 40 долларов за баррель»,
— заявил Путин 6 июня на Петербургском международном экономическом форуме.
Этому предшествовало заявление главы «Роснефти» Игоря Сечина. Один из самых влиятельных людей в отрасли считает, что ограничения добычи российским нефтяникам не нужны. Топ-менеджер напомнил, что в настоящее время в США в стадии разработки находятся 49 проектов по добыче сланцевой нефти.
«Американцы будут наращивать добычу. Есть ли смысл сокращать ее нам, если эта добыча будет тут же восполнена американскими компаниями? <…> Конечно, нам надо защищать свою долю рынка, особенно когда мы сейчас столкнулись с технологическими проблемами «Транснефти» и уже недопоставляем нефть на рынок. Встает вопрос о защите нашей отрасли в этой конкуренции»,
— заявил Сечин.