Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Британский флаг на Каспии – малоизвестные операции Первой мировой войны

2629
Фото с сайта: tebyan.net

От редакции. В записях британского генерала, датированных 1923 годом, речь идет о вечном – схватке мировых держав за Каспий. Перевод дословный, ничего не опущено. И если кого-то этот материал чем-то заденет – все претензии к автору. Кстати, в узких кругах его за глаза называли «сапогом», снобом и расистом. Итак, вот что пишет сэр Перси Сайкс.

Ключ к Азии — Каспий

Титаническая борьба на Западе захватила умы нашей общественности. Это мешает ей оценить размах и перспективы побочных операций Королевских вооруженных сил. А ведь некоторые, не столь масштабные, военные действия Британии представляются очень важными, потому что могут иметь далеко идущие последствия.

Есть и другая сторона. Описываемые драматичные события доказали, что современное британское офицерство и солдаты ничем не хуже прежних англичан. Тех, кто прославил эпоху правления Королевы Елизаветы.

Перси Сайкс

Сэр Пэрси Сайкс. Фото из коллекции The Bridgeman Art Library

Захват Багдада в марте 1917 стал великим достижением (от ред. – битва за Багдад между арабами и британцами, с одной стороны, и турками и германцами — с другой). Последствия этой победы британского оружия ощутил весь цивилизованный мир.

Было очевидно, что на фронтах мировой войны с Россией можно уже не считаться. В самой Англии простой люд на улицах стал активно обсуждать зловещую переброску германских войск с линий противостояния с русскими на западный фронт. В этом же самом месяце в России был обнародован печально знаменитый Приказ по армии №1. Он подрубил самый корень армейской дисциплины. Ведь солдатам больше не вменялось в обязанность приветствовать офицерство отданием чести. Стало понятно, что военная мощь России окончательно сошла на нет.

Недальновидность германцев

Тогда очень немногие осознали тот факт, что коллапс России буквально разрушил основную линию защиты Индийской империи. А ведь она и была главной целью германцев в Азии. В 1916 году южный маршрут на Индию через территорию Персии представлялся для них весьма перспективным. Но победа Британии в марте 1917 эту перспективу закрыла. Однако открылся лучший маршрут — через порт Батум на Баку и далее через Каспийское море на Красноводск, Ашхабад и Ташкент.

В Средней Азии к этому времени успело накопиться больше сотни тысяч германо-австро-венгерских военнопленных. Поэтому германским агентам нужно было дотянуться до этого контингента обстрелянных и боеспособных ветеранов, вооружить их, проработать маршруты и обеспечить транспортом. Они получили бы две полноценные пехотные дивизии, и продвижение германцев в Афганистан могло  стать реальностью.

В этом случае противники германцев в Афганистане перешли бы на сторону антибританского сопротивления. Далее, получив сигнал из Кабула, взбунтовались бы племена, проживающие вдоль северо-западной линии границы с Индией (от ред. – тогда между Афганистаном и Индией не было государства Пакистан). И эта внушительная в военном отношении группировка зашла бы в долину реки Инд.

Когда риск оправдан

На тот момент положение дел британского военного контингента и администрации в регионе было отчаянным. Следовательно требовалось принятие мер, сопряженных с величайшим риском. И проявленная инициатива британских вооруженных сил была оправдана.

Для ведения полноценных военных действий британского контингента в Индии было недостаточно. Поэтому в контакт с противником нужно было вступить как можно дальше от границ. Для воплощения этого плана в северо-западную Персию, на Кавказ и Каспий направились миссии. Их целью была агитация коренного населения региона на оказание сопротивления османцам и их германским союзникам. Ведь захват турками Баку — самого крупного порта на Каспии — означал бы существенное продвижение противника вдоль стратегической линии Батум – Баку – Ташкент. Кроме того, нельзя было дать османцам и германцам установить контроль над самым ценным — месторождениями нефти. От этого зависела вся система транспортировки на Каспии и в соседних регионах.

Нефть играла основную роль. И чрезвычайно важным было не дать врагу захватить Баку

Две беды Азии — дороги…

Выполнение этой важной задачи было возложено на генерал-майора Данстервилля. Пережив массу приключений при переходе через территорию Персии, летом 1918 года он вошел в Баку. И приступил к организации обороны города во главе примерно одной тысячи британских солдат. На тот момент на подходе к Баку было две дивизии турецкой армии.

Оборона осложнялась тем, что для выполнения задачи британских солдат было мало, а воинские качества привлеченных в качестве союзников армян, к сожалению, были на очень низком уровне. При этом в городе и вокруг него проживало много татар, враждебно настроенных в отношении армян и дружески – в отношение турок. Поэтому долгосрочная оборона Баку представилась делом крайне сложным.

Британское Адмиралтейство отправило из Багдада капитана первого ранга британского ВМФ Дэйвида Норриса с двумя офицерами и двумя десятками военных моряков. Экспедиция преодолела 700 миль от Багдада до порта Энзели на Каспии. Качество дорог было ужасным, нагрузка на автомобили была запредельной. Впереди небольшой колонны, ощетиненной пушками и пулеметами, шел форд Норриса с большим и ярким боевым знаменем. Стволы вооружения внушали уважение, а гордый стяг – страх. Все местные персы знали, что едут «самые отчаянные британцы с очень секретным заданием».

… и деньги

В принципе, шли они с нормальной скоростью – примерно по сто миль в сутки. Через неделю Норрис рапортовал Данстервиллю о прибытии в порт Энзели. Он же должен был организовать охрану и оборону нефтепромыслов с моря. Уже через два дня после прибытия Норрис взял под контроль крайне чахлую работу порта. Потому что догматическое вмешательство большевиков в чисто технические вопросы управления привели к полной дезорганизации его работы.

Во главе порта Норрис поставил двух британцев, которые наладили разгрузочно-погрузочные операции, и постепенно он стал выходить из состояния хаоса, в котором находился всю войну и революцию. Организация работы требовала денег, поскольку все это время никаких дноуглубительных работ в гавани не велось. В то же время администрация Баку также покусывала британцам пятки – деньги были живые, но платились они в Энзели, а не в Баку.

На Востоке деньги всегда являются корнем любого зла и всех проблем

Союзник нынче не тот

Наладив работу в Энзели, Норрис приехал в Баку на борту парохода «Крюгер», названного в честь президента Трансвааля Пауля Крюгера по кличке Оум Пауль. По прибытии он тщательно изучил гавань, расположение основных частей города, нефтепромыслов, доков и НПЗ с трубопроводами. Тем временем политическая жизнь в Баку представляла хаотичную картину. Власть была в руках многочисленных Комитетов, руках русских военных, включая этнических славян и армян. Все они погрязли во взаимных интригах. Издавалось множество противоречивых приказов, которые никогда не доводились до исполнения.

Армяне не могли не понимать, какая резня их ждет, если Баку падет под натиском турко-германцев. Тем более, что совсем недавно они устроили погромы и вырезали в городе несколько тысяч татар. При этом почетное право проливать кровь за славный город Баку они предоставили британцам, оставив за собой право необоснованной и вольной критики. Британцы стали для армян неким вселенским «решалой».

Чтобы показать, насколько сложен был процесс организации армян в боеспособные подразделения, можно привести многочисленные примеры произвольного оставления боевых позиций. Армяне, никого не ставя в известность, уходили с позиций на побывку домой, прихватывая с собой даже пулеметы. Это создавало опасные бреши в обороне. На призывы окапываться они реагировали с возмущением и раздражением.

«Только трусы копают траншеи. Мы не трусы – мы армяне, которые жаждут битвы»

Как правило, они обожали сбиваться в шумные кучи и стрелять залпами в небо. И совсем не думая, что всем элементарно не хватает патронов. Общую атмосферу кафкианского безумия подчеркивает и тот факт, что местная электростанция подавала электричество и городу, и полевому штабу османцев.

Боязнь конкуренции

Самым боеспособным мощным военным формированием в Баку была Центро-каспийская флотилия в составе 12 боевых судов, включая две патрульные посудины. Флотилию крепко держал под контролем некий комитет, который играл только на своей стороне поля. Чтобы дать Норрису больше полномочий и придать вес, генерал Данстервилль произвел его в контр-адмиралы. В новом звании тот должен был наладить рабочие отношения с флотилией. Норрис пришел к Комитету не с пустыми руками, а с новыми пушками и пулеметами из Энзели.

Комитет не горел желанием сотрудничать – флотилия боялась появления опасного конкурента. Тем не менее Норрис был хорошо принят на «Ардагане» — головном корабле флотилии. Контр-адмирал и русские неплохо провели время за икрой и британскими консервами. Причем сам корабль вышел на вольную охоту, чтобы пострелять в сторону турецких военных эшелонов, курсировавших вдоль побережья Каспия.

В принципе, по планам британцев, именно это и должно было составить основную роль флотилии в обороне Баку. Удовлетворив свои амбиции, причем без особого успеха, «Ардаган» вернулся в Баку. Здесь Комитет и Норрис вступили в ожесточенные переговоры, кто будет главным. Комитет требовал, чтобы власть оставалась за ним, а Норрис, доподлинно зная, что у флотилии весьма грустно обстоят дела с боеприпасами, требовал контроля британцев.

Предательство союзников

Это приятное времяпровождение прервала атака османцев. Британцы дрались с огоньком. Были основания, что невзирая на уже имевшиеся 20 процентов потерь, первый бой они отыграют в свою пользу. Но вдруг по домам разбежались армяне, обнажив целые районы обороны. Поэтому Данстервиллю ничего не оставалось, кроме как объявить эвакуацию британцев.

Об этом решении было уведомлено местное правительство. С последним случилась истерика. Одни угрожали расстрелять судно «Крюгер» с британцами на борту, другие умоляли забрать их с семьями с собой. По пути в Энзели судно с британцами несколько раз обстреляли османцы. Но практически без потерь среди экипажа и военного контингента оно все-таки добралось до точки назначения. Это было концом первого акта драмы.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter