Казахстан хотел бы развивать более тесные связи с Индией, но для этого странам нужен иранский порт Бандар-Аббас.
В 2016 г. Индия, Афганистан и Иран подписали Трехстороннее транзитное соглашение. Документ подразумевал, что Нью-Дели финансирует строительство нового порта в иранском Чехбехаре (или Чабахаре). Тогда индийские политические обозреватели назвали проект ответом китайской инициативе «Один пояс – один путь», который даст Индии возможность выйти на евразийские рынки. Больше того — порт мог потенциально стать воротами в Центральную Азию.
В июне 2017 г. в Санкт-Петербурге был дан старт переговорам с целью заключения соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Индией. Уже тогда в самой Индии были опасения, что санкции США могут помешать проекту, который, по разным оценкам, мог бы довести уровень оборота между ЕАЭС и Индией до примерно $170 млрд. Тем не менее Индия вложила существенные деньги в строительство новой портовой инфраструктуры в Чехбехаре.
В дополнение к этому Индия намеревается построить 610 км железных дорог внутри Ирана до границы с Центральной Азией, связав магистралями Иран-Туркменистан-Казахстан. Эти страны важны для Индии, потому что там находятся месторождения углеводородов и редкоземельных металлов, а также урана. Именно Казахстан является ключевым поставщиком урана в Индию.
Сегодня товарооборот Казахстана и Индии составляет порядка 1 млрд долларов США
Сложно представить, какова могла бы быть доля Казахстана в вышеуказанных 170 миллиардах, но сегодня это всего лишь амбициозные планы. Новые американские санкции против Ирана ставят крест на реализации нового коридора.