21 мая на встрече с аграриями Костанайской области президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев неожиданно поднял тему, имеющую огромное, даже определяющее влияние на умонастроения страны.
Речь идет о земельном вопросе. Токаев заявил, что казахстанская земля не будет продана иностранным гражданам.
«Земля иностранцам не продается. Это моя позиция как президента», –
процитировал заявление президента его пресс-секретарь Берик Уали в Facebook. Наши корреспонденты разбирались, почему это заявление президента так важно.
Земельный вопрос с самого начала воспринимался очень остро: дело в том, что в стране (а особенно в ее регионах) довольно своеобразное отношение к Китаю — в диапазоне от некоторой настороженности до откровенной синофобии. Эти настроения периодически пытаются использовать в своих целях деструктивные силы — за последние три года
на несанкционированные акции с лозунгами об отказе от продажи земли китайцам выходили порядка семи раз
Поводом к выступлениям стал законопроект «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс РК» (подробнее о нем далее в материале), но какой-то логики в действиях протестующих не прослеживалось.
Тем не менее, власти обратили внимание на проблему и постарались донести до жителей страны, что никто не собирался продавать землю республики иностранным гражданам.
Земельный кодекс РК действует с 20 июня 2003 года, и принят он был, что примечательно, в атмосфере громкого политического скандала вплоть до попытки вынесения вотума недоверия парламентом правительству, в то время возглавляемому Имангали Тасмагамбетовым.
Не менее скандальным оказался и законопроект «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс РК», который был подписан в ноябре 2015. Ожидалось, что он вступит в силу с 1 июля 2016 года.
Именно эти поправки и стали катализатором протеста. В общественном сознании с ноября 2015 года к весне 2016-го появилась и развилась почти маниакальная синофобия. Причем, даже сейчас совершенно непонятно, почему катализатором стали именно дополнения к кодексу — едва ли не первым пунктом в поправках фигурирует норма об отказе от продажи земли.
«Иностранцы, лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранцев, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц составляет более чем пятьдесят процентов, а также оралманы могут обладать земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве временного землепользования на условиях аренды сроком до двадцати пяти лет», — поясняется в законе.
Сразу после протеста, 5 мая президент Казахстана Нурсултан Назарбаев объявил о моратории на нормы Земельного кодекса об аренде земли иностранцами. Также был отправлен в отставку вице-министр национальной экономики Кайрат Ускенбаев.
Ерболат Досаев добровольно сложил с себя полномочия, а министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков получил выговор, но на следующий день также подал в отставку.
Была создана земельная комиссия при правительстве Казахстана, в которую вошли и представители неправительственных организаций, и самостоятельные общественные деятели. Комиссия участвовала в разработке земельного законопроекта, причем до этого ездила по регионам, собирая наказы и пожелания. Сенат Казахстана одобрил закон 19 апреля 2018 года.
В законе «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования земельных отношений» говорится:
Кроме того, внесенные поправки касаются вопросов выделения земельных участков под строительство жилых домов, порядка изъятия земель для государственных нужд.
Несмотря на определенное затишье по земельному вопросу сопряженная с ним синофобия никуда не делась и по-прежнему влияет на массовое сознание казахстанского общества. Вектор, правда, немного сместился в связи с массовым распространением информации о «лагерях перевоспитания» и гонением на мусульман.
Однако
любые новости о выделении земель в Казахстане под что-либо государством неизменно вызывают синофобские подозрения
Таким образом, четкая, недвусмысленно обозначенная позиция по этому вопросу президента Касым-Жомарта Токаева определенным образом снимает эту остроту, хотя бы потому, что не допускает иных толкований произнесенных главой государства слов.
И это показывает, что кандидат в президенты явно понимает: стабильность в земельном вопросе для казахстанцев – вопрос первостепенной важности. Президент фактически поставил точку в этом вопросе.