18+
Нур-Султан
Сейчас
4
Завтра
1
USD
389.94
+0.13
EUR
433.5
+3.23
RUB
6.1
+0.04

«Новый старый» проект: о чем Жээнбеков договорился с Си Цзиньпинем?

1389

И что Бишкек может предложить в обмен на китайские инвестиции?

«Зависший» было проект по строительству ж/д магистрали «Китай — Кыргызстан – Узбекистан» реанимируется. Эксперт Сергей Масаулов считает, что многие камни преткновения удалось обойти. Хотя главная проблема все еще не решена.

Безопасность превыше всего

Первые упоминания о намерении построить железную дорогу «Китай — Кыргызстан – Узбекистан» («CKU» — по первым буквам названий стран-участниц проекта China, Kyrgyzstan, Uzbekistan) появились в прессе в конце 1990-х годов. Помимо общих рассуждений о присоединении к мировым железнодорожным сетям и возможности вывоза местных товаров,

в Кыргызстане активно обсуждались угрозы и риски строительства магистрали

Дело в том, что весьма трудно просчитать финансирование постройки, т. к. предлагалось 4 варианта прокладки дороги. Но даже самый дешевый не мог быть окончательным, поскольку имелось слишком много неизвестных, которые могли повлиять на рост стоимости проекта. На первом месте здесь были вопросы обеспечения национальной безопасности. География Кыргызстана такова, что

горным хребтом республика делится на северную и южную части

Обе они связываются в основном автомобильным транспортом по одной стратегической магистрали.

Естественно, многое зависит от погоды и возможности для автомобилей пройти горные перевалы. В этих условиях для Кыргызстана важен проект железной дороги «север-юг». А предлагаемые варианты CKU проходят по югу страны.

В соответствии с транспортной теоремой, преимущественное развитие какого-то региона страны, отделенного географическими преградами от других, может вести к отрыву его от страны в целом. Очень важный вопрос: что будет вкладывать в проект Кыргызстан при отсутствии у него больших финансовых возможностей? Эксперты сразу предположили, что

за китайские инвестиции расчет будет происходить месторождениями страны, ресурсами полезных ископаемых

Лидеры уже договорились

Наконец,

важнейший вопрос безопасности – ширина железнодорожной колеи

В Кыргызстане, также, как у соседей и в России, используется ширина 1 521 мм, в Китае другой стандарт – 1 435 мм. Если внутри страны возникает магистраль, которая отличается от всех других ж/д путей, но соответствует стандартам соседней страны, это вопрос национальной безопасности. С кем же тогда преимущественно будет осуществляться транспортная связь? Немаловажными возражениями против строительства дороги были и экологические соображения. Таким образом, проект «завис» на десятилетия.

Положение стало меняться вместе с появлением китайской инициативы «Один пояс – один путь». Помимо грандиозной рамки больших проектов, которые могут быть интересны разным сторонам и участникам переговоров, инициатива характеризуется еще и действенным форматом взаимодействия, так называемой открытой платформой.

Речь идет о качественном изменении взаимоотношений, что позволяет быстрее находить компромиссы и преодолевать трудности в процессе реализации идей в конкретных проектах. Это особенно важно для таких стран, как Кыргызстан. Которые

вряд ли представляют стратегический интерес и пока остаются на периферии крупных магистралей из Китая в Европу

Но тем не менее являются важными партнерами по соглашению относительно деталей крупных инфраструктурных проектов.

Ниша Казахстана в китайской инициативе Один пояс – один путь

Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков принял участие в международном форуме «Один пояс – один путь», прошедшем в конце апреля в Пекине. В ходе поездки он встретился с китайским лидером Си Цзиньпинем. На встрече одним из главных вопросов было начало строительства железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан». По информации из бишкекских коридоров власти,

на встрече двух лидеров достигнута принципиальная договоренность о старте реализации проекта

Об этом на совещании в президентском аппарате заявил сам президент Жээнбеков и поручил профильным отделам начать проработку и подготовку проекта соглашения о строительстве дороги.

Длина имеет значение

Особо стоит отметить: С. Жээнбеков также заявил, что российские партнеры не видят препятствий в реализации проекта. Кыргызстан надеется подготовить и подписать это соглашение к июньскому визиту Си Цзиньпина в Бишкек. Китайский лидер посетит саммит ШОС, параллельно состоится его государственный визит.

Судя по имеющейся информации, наиболее вероятно, что

маршрут железной дороги будет пролегать через пограничный пункт Торугарт

Это означает строительство более длинной ветки. И это отвечает интересам Кыргызстана.

Получается, что стороны, подведя проект под реализацию инициативы «Один пояс – один путь», смогли сделать решающий шаг к сближению позиций. Очевидно, что многие вопросы ими согласованы. И вероятно, ко взаимному удовлетворению. Вот только вопрос о ширине колеи пока не прояснен. И по этому поводу остается ждать вестей. Это центральный вопрос, от решения которого зависит общая оценка перспективности проекта.