Ильяс Аутов, лидер группы Motor-Roller, поэт, певец и философ, рассказал, почему люди плачут на его концертах и почему он до сих пор тоскует по СССР.
— Сегодня мы говорим о тебе, твоем творчестве, о том, что ты сделал нового. Совсем недавно ты прилетел из Москвы. Что подвигло к поездке?
— 12 апреля мы выступали в Кремле на концерте, посвященному Дню Космонавтики. Исполняли «Песню про советское детство», ее еще называют «Ты помнишь, брат, как это было?». Показали клип, в котором снялись практически в последний раз такие великие актеры, как Владимир Толоконников и Алексей Петренко, который скончался через 2 недели после съемок клипа.
Наш клип транслировался в Кремле, часть его была снята в космосе
В ролике даже есть фраза, которую произнес Федор Юрчихин, он тоже присутствовал на концерте, а потом смс-ку мне прислал: «Ильяс, большое спасибо». Это было очень неожиданно!
А 13 апреля мы выступали в знаменитом московском театре «На досках». Его руководитель Сергей Кургинян, известный политический и общественный деятель. Это был творческий вечер группы Motor-Roller.
— Ты помнишь, брат, как это было? Я ведь знаю, как родилась эта песня.
— Мы были на гастролях в это время. И получилось так, что нам с тобой, Рома, дали один номер на двоих.
— Благо, кровати разные.
— Слава богу. Прилетели утром, мероприятие было вечером, ночью улетели назад. Дело в том, что я должен был закончить песню до выступления, времени было в обрез.
— А у меня 31 марта день рождения, я был уставший, поэтому рождение этой песни практически проспал. И в это время Ильяс под мой мелодичный храп создал шедевр.
— Да, я закончил песню буквально за полчаса до начала концерта, и все получилось хорошо.
— Я был первый, кто услышал текст.
— Нет, ты услышал скрип ручки и первым увидел текст этой песни.
— Каждая твоя песня – это что-то грандиозное. Равно как и твой шедевральный мюзикл «Три дома окнами во двор», который был представлен общественности к 25-летию группы.
— В мюзикл вошли песни из разных альбомов. Кроме того, пришлось буквально за год написать 14 новых композиций. Это был каторжный труд, ведь писать нужно было не отвлеченно, а на заданную тему. А еще работать с режиссерами, прорабатывать, перерабатывать, переделывать, доделывать сценарий. По ходу дела работать с актерами, которые должны были не просто исполнять песни, но и танцевать.
Порой доходило буквально до драки, но это нормальный процесс
В итоге родился мюзикл, премьера которого состоялась в Алматы.
— Это был триумф!
— Совершенно верно. Причем это говорят зрители, не я, некоторые до сих спрашивают, когда мы вновь покажем этот спектакль. Сообщу — в октябре 2019 будет четыре показа в театре им. М. Лермонтова, затем, даст Бог, повезем его в Нур-Султан, Новосибирск, Екатеринбург и, возможно, в Москву.
— Для тех, кто не видел мюзикл, о чем он?
— О любви, о жизни, предательстве и дружбе, о любовном треугольнике и о том, как люди проверяются в тяжелых ситуациях, о верности о женщинах. Одним словом, вечные темы.
— Я назвал бы этот мюзикл об Алма-Ате 80-х, эдакая алматинская история.
— Эта история могла бы случиться в любом городе Советского Союза. Правда, алматинский флер сильно присутствует.
Лично я выступал консультантом по дворовой фене. Я говорил, как правильно сидеть на корточках
(как говорили тогда — на кортах), как вести себя, какие использовать жесты.
— Ильяс, ты меня удивляешь. Я всегда тебя знал как интеллигентного и культурного человека.
— Всякое было. Одно время я тоже шпаной был, друг втянул. Потом окультурился.
— Известно, что на мюзикл был безумный кастинг, каждый мог попробовать себя в той или иной роли.
— Артистов мы нашли с улицы, а что касается моих дочерей, тоже принявших участие в спектакле, они проходили кастинг наравне со всеми. Они профессионально занимаются танцами и как актрисы очень хороши и органичны.
Причем принимал решение не только я, была создана целая комиссия. Один смотрел на музыкальные способности, другой — на хореографические данные, третий — на актерские. Поэтому кастинг длился очень долго. И не только потому что пришло более 5 000 человек, а потому что приходилось отбирать и просматривать видео, приглашать на повторные кастинги, отсеивать. Ни одного не взяли по блату, все пришли благодаря своим способностям.
— Ильяс, ты с таким теплом сказал фразу: «Советские города». Такое ощущение, что ты скучаешь по советскому прошлому. Что тебя связывает с тем временем сейчас?
— Мне этот вопрос задают постоянно, и я отвечаю всегда так: я не тоскую по прошлому,
у меня тоска по тем взаимоотношениям между людьми, по тому уровню образования и интеллигентности,
тактичности, по тому уровню дружбы, ценностей, которым следовали люди. В конце концов, по тому уровню патриотизма.
Тогда никто никого не подставлял, если ты давал слово, держал его всегда, несмотря ни на какие обстоятельства. Дружба была превыше всего, и любили тогда тоже навсегда. Никогда не было, чтобы в первый же вечер переспать с кем-то, а потом разбежаться и забыть, нужно было поухаживать, присмотреться.
У девчонок была гордость, а у пацанов — чувство собственного достоинства. И если ты сказал, ты делал… не то что сегодня…
Я прежде всего тоскую по общности людей.
— Ты тоскуешь по людям того времени.
— По людям, с которыми можно поговорить о книге. Ведь в настоящее время, к великому сожалению, не модно читать настоящую литературу. Сегодня о чем разговариваешь? Прежде всего о деньгах, о делах. А тогда можно было запросто говорить о более важных вещах: о книгах, фильмах, взаимоотношениях.
Все это грело. Тем более, когда на кухне собирались люди. Это был особый мир, и ты выходил оттуда другим человеком. Тогда не бухали, а выпивали. Под хороший разговор могли всю ночь пить, но это не называлось бухать. Обличие человеческое не теряли.
— Кстати, ты один из немногих, у кого песни имеют смысл, какую-то историю. Это ассоциация или ретроспекция?
— Нет, это просто плод моих размышлений или какого-то подсмотренного сюжета, который подбрасывает жизнь. А иногда каких-то мыслей, которые хочется просто сейчас прямо сказать. Так родилась, например, песня «Баранина». Мгновенно родилась, буквально за пять минут.
— В мюзикле есть песня «Весь мир сошел бы с ума, если бы у человека не было друзей». То есть друзья для тебя в этом мире играют большую роль?
— Друзья – это огромная часть моей жизни. Это даже не большая, а огромная часть моей жизни. Мне повезло с ними, всю жизнь меня окружают действительно хорошие люди. Говорят, что настоящих друзей много не бывает, но вот у меня друзей много — настоящих, хороших.
На протяжении всей моей жизни помогали. Группа Motor-Roller образовалась в 1993 году. Кому тогда нужен был рок-н-ролл? Вообще, кому тогда была нужна музыка?
— Никому! Нужны были музыкальные дискотечные дела. На них можно было заработать.
— Голимая попса тогда была королевой. Этот ужас, который тогда происходил на эстраде, на экране было много унизительно слабых и крайне мало хороших вещей. Несмотря ни на что, мы работали на пяти работах, а вечером все равно собирались на репетицию, заводили и толкали наш Motor-Roller. Но если бы не было друзей, мы не сняли бы ни одного клипа, не записали бы ни одного альбома.
— Ильяс, а сколько раз тебе крупно везло в жизни?
— Много раз: повезло с выбором в жизни, с супругой, детьми, друзьями. Я любил музыку, рок-н-ролл, и я пошел по этой стезе, хотя и было страшно. И если бы меня сейчас спросили: «Вот тебе новая жизнь, проживешь ли ты ее по-другому?», я бы ответил отрицательно.
— Чем ты увлекаешься в жизни помимо музыки?
— Я покупаю старые вещи и реставрирую. Не так давно купил буфет, который был сделан еще до Великой Отечественной войны. Он был покрашен страшной коричневой краской, я его ошкурил, два месяца восстанавливал, выпиливал недостающие детали, вылепил двух петушков на дверцы. И буфет заиграл новыми чудными красками, а под тремя слоями краски у него оказались настоящие бронзовые ручки. Сейчас он стоит у нас дома, улыбается!
— Сегодня мы многое о тебе узнали. Во-первых, ты занимаешься реставрацией, ты не из мажоров.
— Я, можно сказать, антимажор. Считаю, что быть мажором не достойно мужчины.
— Я так понимаю, ты прожженный алматинец. Для Алматы какие-то сюрпризы приготовил?
— По просьбе своего друга работаю над сборником своих песен. Некоторые старые перепишем, осовременим, например, «Американское кино». В альбом войдут те, которые не вошли в составы других сборников — например, «Сталинград», «Песня про советское детство».
— Один умный человек сказал: «Помогайте гениям, бестолочи сами пробьются».
— Действительно, я за то, чтобы Казахстан начал производить свою собственную продукцию. Как это и было, кстати, в советское время, когда практически все производили в своей стране. Я хочу, чтобы Казахстан вышел на такой же уровень. И мюзикл яркий тому пример.
Само понятие «мюзикл» и Казахстан раньше не совпадали. Казахстанский мюзикл? Что это такое? Но ведь получилось! Мы сделали абсолютно отечественный казахстанский продукт, начиная от сценария и заканчивая музыкой, словами, актерами и режиссерской работой. Это казахстанский продукт. Иностранцы говорили: «Excellent! Absolutely brilliance!»
Я не вру, посмотрите в интернете, все это написано. Спрашивали: «Когда вы, ребята, еще будете показывать? Повезете ли на Запад?». Когда тебе дают деньги, и ты их не воруешь, а пускаешь в дело, то на выходе происходят настоящие чудеса.
Если бы никто бы не воровал, в какой богатой стране мы бы все жили!
Кстати, ко Дню Победы есть идея поставить группу Motor-Roller на грузовик, который ехал бы впереди колонны, а мы пели бы военные песни. Да и не только военные. Песни о дружбе и любви, о мальчиках и девочках, которые так и остались там, в далеких годах страшной войны.
Полную версию интервью вы можете посмотреть здесь.