Мир лихорадит. Вот-вот начнется новая холодная война, на этот раз между США и Китаем. В демократических странах с древними и, казалось бы, устойчивыми традициями к власти один за другим приходят популисты. В этих условиях особую ценность приобретает стабильность – экономическая, политическая, институциональная.
Теоретически она должна быть основой любого государства, однако на практике, как выясняется, обеспечить ее могут немногие. Казахстан является в данном случае отрадным исключением. О том, как удалось достичь этой стабильности и как будет развиваться республика дальше, Нурсултан Назарбаев рассказал на XII Астанинском экономическом форуме с громким названием «Вдохновляющий рост: люди, города, экономики».
Имя амбициозное, но оправданное: действительно, Казахстан на фоне кипящих в мире страстей и кризисов остается страной устойчивого роста. Год за годом казахстанский лидер встречается с экспертами, обмениваясь с ними мнениями, слушая предложения, внедряя их в жизнь и давая понять: страна будет развиваться, невзирая на все препятствия. А их, судя по выступлению Нурсултана Назарбаева, будет немало.
До сих пор Казахстан последовательно и успешно привлекал прямые иностранные инвестиции – к настоящему моменту их сумма достигла более 320 млрд долларов США, больше, чем у любой другой страны Центральной Азии. Ведущая роль в этом процессе принадлежит МИДу, на который возложена задача максимально упростить для иностранных инвесторов вхождение на казахстанский рынок.
Однако помешать осуществлению этой задачи смогут тревожные тенденции в мировой экономике. Темы экономического роста в мире снизились до 3,6% (до того прогнозировалось 3,9%), и МВФ предупреждает, что это не предел: в 2019 году они упадут еще на треть процента. Это вынуждает экономики конкурировать между собой: «стратегия голубого океана», предложенная Кимом Чаном и Рене Моборном в 2005 году, не работает на глобальном уровне мировой экономики.
Вместо того, чтобы создавать новые рынки, страны начинают войну за уже имеющиеся, используя нерыночные методы конкуренции
Это, предупредил Елбасы, уже вылилось в эскалацию торговой напряженности между США, Европой и Китаем и антироссийские санкции Вашингтона. Учитывая, насколько тесно политика завязана на экономику, можно утверждать, что и всплеск политического популизма по всему миру – результат глобального экономического шторма.
Этот шторм сломает мировую политическую и экономическую систему, полностью переформатирует ее. И тот, кто в этих условиях сумеет удержаться на плаву и научится управлять силой стихии, получит дополнительные возможности.
Эта сила будет складываться из определенных тенденций и трендов, первый из них – изменение структуры роста национальных экономик.
Во все предыдущие века прирост населения играл ключевую роль в развитии государственной экономической системы. Тот, кто обзаводился максимальным числом налогоплательщиков и мог привлечь к труду максимальное число человек, побеждал. Пика эта система достигла в индустриальную эпоху: ее символом стали ряды рабочих-винтиков, марширующие на завод, где они обслуживают бесконечный конвейер производства. Этим рабочим нужно образование – но не больше, чем требуется для обслуживания конвейера. Если требуется больше работочасов – можно увеличить продолжительность рабочего дня или поднять пенсионный возраст.
Но сейчас ситуация изменилась. В развитых государствах эта модель больше не работает: за последние полвека рост населения обеспечил только треть роста ВВП, остальные две трети приходятся на счет роста производительности труда. Чтобы достичь успеха, нужно добиться того, чтобы те же люди за то же время выполняли больше работы.
По мнению Назарбаева, можно добиться роста производительности примерно на 2% в год – и львиная доля в этом процессе придется на цифровые технологии. Высокотехнологичные гиганты станут основными драйверами роста новой экономики, похоронив привычные промышленные и финансовые корпорации. В качестве примера Елбасы привел американские Apple, Google, Microsoft, Amazon и китайскую Tencent – лидеров по рыночной стоимости, которая в сумме составляет 3,5 трлн долларов – то есть почти догоняет ВВП крупнейшей экономики Евросоюза, Германии, не говоря уже про меньшие государства.
Этот тренд играет на рост мировой торговли: перевод операций в цифровую форму, рост спроса на цифровые услуги приведет к двухпроцентному ежегодному росту торговли к 2030 году. Но на одной цифровизации, без существенного улучшения качества самого человеческого капитала, не выплыть из кризисного шторма.
Работник будущего должен быть мобилен – то есть готов менять место жизни и работы в зависимости от того, где он нужнее, и креативен – то есть в состоянии решать задачи непривычным образом, экономя время, силы и средства. Как считает Назарбаев,
именно лучшим качеством человеческого капитала объясняется преимущество развитых экономик перед отстающими –
им обуславливается до 30% разницы в уровне ВВП на душу населения.
Развитие технологий приводит к тому, что многие операции можно автоматизировать, освободить человека от рутинной деятельности, позволить ему сосредоточиться на деятельности творческой. У многих, правда, это отнимет профессию – как отнял ее в свое время прогресс у лифтеров и фонарщиков. Этим людям – а их сейчас насчитывается около 375 миллионов человек, 14% вообще всей мировой рабочей силы, — придется пройти профессиональную переподготовку, кардинально сменив род деятельности.
Те страны, которые сумеют обеспечить это своим гражданам, получат преимущества; те, кто не сможет или не обратит внимания на этот вызов – отстанут. Изменится и сама структура распределения человеческого капитала.
Люди покинут село, малые городки проиграют борьбу огромным мегаполисам:
жизнь в них становится все более качественной, позволяя сконцентрировать все требуемые услуги. Сейчас в городах, которые генерируют 80% мирового ВВП, живут 55% населения планеты, к 2050 году это число достигнет 70%. В результате в городах, и без того являющихся точками роста, наблюдается кумулятивный эффект: концентрация образованной рабочей силы ведет к тому, что их роль непрерывно увеличивается.
Задача, которую поставил Елбасы – превратить казахов в городских кочевников, сделать так, чтобы они не потеряли своей идентичности и в то же время смогли стать эффективными и креативными творцами экономики будущего. И ее придется решать: Казахстан выиграет конкуренцию с другими странами только в том случае, если его городской проект окажется успешным.
При этом Назарбаев пообещал, что страна сделает все возможное, чтобы утихомирить кризисный шторм. Наиболее перспективным выглядит тут так называемая программа «Трех Д», трех диалогов, — прямой путь к созданию устойчивой глобальной инфраструктуры.
Первый диалог – между крупнейшими экономиками, от которых зависит судьба всей Земли: США, Россией, Китаем и ЕС.
Второй – в рамках Евразии, при помощи объединения Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).
И, наконец, третий – инвестиционный, между ЕАЭС, ЕС, ШОС и АСЕАН.
Казахстану отводится важная роль во всех этих предложениях: будучи стабильным государством с независимой внешней политикой, он не раз принимал у себя саммиты различных организаций
Точкой сопряжения всех «трех Д» может и должен стать Астанинский экономический форум. Там можно было бы создать платформу «Диалога G-Global. Большая Евразия», предложенную Елбасы, где на всех треках обсуждалось бы будущее мирового сотрудничества.
Важную роль в нем должны играть представители бизнеса, эксперты, политики и чиновники. Этот формат позволит в будущем перейти к прямому диалогу между лидерами мировых стран-гигантов, к нахождению точек соприкосновения вместо фронтов торговых войн. Назарбаев заверил, что ведет сейчас переговоры со всеми ведущими мировыми лидерами, пытаясь убедить их сесть за стол переговоров – пожелаем ему в этом успеха.